Найти тему
ManGO! Games

Виртуальное наставничество: баланс между искренностью и соблюдением границ

Оглавление
Растет тренд на наставничество
Растет тренд на наставничество

Развитие сотрудника, повышение его уровня – это не просто красивые слова. Это ваш вклад в рост ценности вашей команды. Чем выше уровень каждого и чем быстрее каждый его достигнет – тем выше уровень компании и ее предложений. На уровень предложений влияет также то, как компания сумеет воспользоваться своим интеллектуальным капиталом. Сегодня говорим о наставничестве.

Как вы обучаете своих сотрудников?

Тренды корпоративного обучения дают свободу выбора и в онбординге, и в повышении компетентности. В условиях урезанных бюджетов и потребности в психологическом комфорте сотрудников растет тренд на наставничество. Наставничество и культура коучинга в компании способны закрыть собой потребность во внешних тренерах, особенно если компания грамотно выстроит систему обучения (в этом вопросе советуем обратиться к экспертной помощи). К тому же наставничество улучшает психологическую атмосферу в компании.

И все же компании могли бы получить от наставничества намного больше, чем получают. Многие считают, что наставничество уместно только при возможности личного контакта, однако виртуальное наставничество не менее эффективно.

Виртуальное наставничество

Первая подсказка по повышению качества обучения – виртуальное наставничество. Давайте рассмотрим, как получить от него максимальную пользу.

Прежде всего не стоит сомневаться в эффективности виртуального наставничества.

Само наставничество изучается уже более 40 лет и результаты исследований подтверждают, что работа с наставником дает много дополнительных личных и профессиональных преимуществ по сравнению с другими формами корпоративного обучения. Наставничество помогает удерживать сотрудников, продвигать их по карьере, укреплять корпоративную культуру.

Исследования последних лет показывают, что для наставничества ментору и ученику необязательно находиться физически рядом друг с другом – все-таки наставничество определяется не средой, а результатами.

Успех виртуального наставничества зависит от четырех составляющих:

  • Приверженность делу.
  • Качество отношений между ментором и учеником.
  • Компетентность наставника.
  • Доверие.

Учитывая все эти данные, можно сделать вывод: если мы хотим, чтобы виртуальное обучение приносило максимум пользы, необходимо овладеть навыками виртуального наставничества. Это не значит, что нужно отказаться от привычного наставничества с личным присутствием, однако с одной стороны, это будет не всегда возможно и оправдано, с другой – у виртуального наставничества есть свои плюсы и преимущества.

Несмотря на то, что волны пандемии позади, после пройденного опыта компании уже никогда не вернутся к прежнему режиму. Удаленка стала привычной практикой. Согласно опросу Gallup, тренд на работу из дома растет. 91% опрошенных (США) в 2021 году планировали после пандемии сохранить удаленный формат работы или работать частично удаленно. Исследованиями доказано, что удаленные сотрудники так же продуктивны, как работающие в офисе. Все это подводит к выводу, что компаниям нужно учиться взаимодействовать с сотрудниками удаленно, настраивая и корпоративное обучение с учетом такой тенденции.

Плюсы виртуального наставничества:

  • Подходит для удаленной и гибридной работы.
  • Больше равноправия (наставник и ученик более равны в условиях видеосвязи).
  • Отсутствие препятствий, связанных с географией.
  • Гибкость относительно места и времени, возможность подстроиться под режим друг друга.
  • Возможность оцифровать встречу (можно пересмотреть, перевести на другие языки, использовать людям с ограниченными возможностями, обучать других, расшифровать сессии и использовать как обучающие материалы).

Сложности виртуального наставничества:

  • Требуется больше осознанных усилий со стороны наставника.
  • Отсутствует возможность неформального общения, которое повышает доверие и укрепляет отношения между ментором и учеником.
  • Недоступен весь спектр интонационных и невербальных сигналов.
  • Формат усложнен большим потоком электронной почты и усталостью от экрана.
  • Снижена ориентация на отношения и поддержку в пользу выполнения задач и эффективности.
  • Недостаточно обучающих материалов по виртуальному наставничеству.

Обучающие программы по виртуальному наставничеству, которые были разработаны во многих компаниях еще до пандемии (около 30% компаний располагали такими программами), ориентированы прежде всего на освоение технических средств, а не на тактические навыки межличностного общения, но последнее, как оказалось, намного важнее для успешного освоения знаний и навыков в процессе виртуального общения.

Предлагаем 4 стратегии виртуального наставничества.