Продолжение «От барахолки к недомаркету».
Некоторые запоминающиеся события года и комментарии к тому, что три директора и продюсер поведали нам на Пятнице
Атака клонов и перезаливщиков
Множество пользователей заметили, что в Ленту нет-нет, да попадают абсолютно тождественные материалы – один заголовок, одно содержание, одна карточка… только каналы разные.
И скрины выкладывались – в том числе и для Журнала Дзена , и в ТП жалобы слали, а в ответ - тишина …
Точно так же были замечены совершенно беспардонные перезаливки с Ютуба и ТикТока, немыслимые при прежних, до прихода на платформу Низамова, порядках – и тоже с нулевой реакцией на жалобы.
Весь год я ждал, что руководство Дзена наконец-то объяснит возмущенным авторам, что происходит, да так и не дождался – хотя все очень просто и даже прямым текстом опубликовано в Сети еще 10-11 месяцев назад – но не для авторов и пользователей площадки .
Вот оно (этот скрин хранился у меня еще с января-февраля)
Ну, вы поняли, да ?
Телеграмм-каналы и сами друг у друга воруют контент, а когда приходит бот-перезаливщик с Дзена, он, не разбирая, перезаливает эти клоны на Дзен, якобы от разных каналов – вот вам и дубли !
И, обратите внимание – только за ноябрь 2021 г. и только официально было создано «1 тыс.» (тысяча) каналов – т.е. фальшивых «авторов» - с ведома , если не по команде , директора по контенту !!!
(И тут возникает интересный вопрос о монетизации этих каналов-ботов , и кому достаются начисляемые на них авторские… но по этому вопросу у меня данных нет….)
Сколько подобных «авторов»-ботов добавилось за последние 12 месяцев - можно лишь гадать .
К тому же, это не единственный механизм создания виртуального авторства, вот еще один (разговор в комментах):
На этом фоне примитивные «ручные» перезаливки ворованного контента со сторонних ресурсов осуждать не приходится – по мнению директора по контенту, воровство у конкурентов является вполне легитимным и достойным способом конкуренции !
И это – одно из главных нововведений 2022 года на Дзене.
Кстати, у этих каналов-ботов и каналов-перезаливщиков часто наблюдается особенность: при сравнительно большом числе подписчиков (от 3 тысяч и более) на их материалах обычно ничтожно мало лайков и комментов, а авторские комменты и вовсе отсутствуют. Может, поэтому в «активности подписчиков», за которую якобы платит Дзен, почти не учитывабтся комментарии и лайки ?
За все хорошее против всего плохого, т.е. – за хорошие ролики и посты - против статей !
Самое же главное нововведение года – это «подписочная модель», при которой авторам платят не за взаимодействие читателей с рекламой, размещенной на их материалах, а, якобы , за некую «активность подписчиков»
Официальное, бесконечно повторяемое руководством площадки объяснение сего новшества – «борьба с кликбейтом и улучшение контента».
Про то, как «улучшился» контент и «уменьшился» кликбейт, я даже говорить не буду – кликбейтно-коричнево-желтушный оттенок площадки сияет и пахнет так, как год назад и не снилось.
Интереснее именно то, что, оказывается, примером для подражания и конкуренции руководством Дзена выбран Телеграм .
А какой контент в Телеграме ?
Преимущественно мобильный формат Телеграмма сам по себе предполагает, что максимальный объем текстовой публикации в нем – что-то вроде короткой газетной заметки , не более !
Вы видели в телеграмме полноценные статьи ?
Я – нет.
(Телеграмм, впрочем, создал отдельную площадку для статей – Telegraph, да мало кто о ней слышал. )
Ролики, видео, посты и короткие заметки – это и есть Телеграмм.
Теперь авторы-статейники и те, кто привык искать на Дзене именно статьи, могут наконец понять, как дзеноводы относятся к статьям, и собственные перспективы на площадке : они, мягко говоря, неважные.
И это – вторая особенность прошедшего года : уничтожение статейного формата .
Проявляется это в том числе в упорном игнорировании многочисленных предложений пользователей выделить для статей отдельную Ленту, аналогичную лентам «Видео» и «Ролики», а совсем недавно последовало очередное безумное нововведение, которым Дзен простодушно похвастался :
И сделано это, как обычно для Дзена – без всякого осмысления и по чисто подражательным причинам (позаимствовал скрин у Дзенолюбовой):
Кто-нибудь, передайте этим горе-подражателям, что в Инсте и ТикТоке просто нет статей, и механическое копирование метода в данном случае бессмысленно – скорее наоборот : большинство читателей лишь раздражаются.
К тому же похвальба Дзена и вовсе лживая : «взаимодействие со всеми форматами сразу» одностороннее, «зрители» видео не получают в рекомендации статьи !
Фонд-бочка, загнанные лошади и тренд года
Я-гений.
Еще 5 месяцев назад в третьей части «Недомаркета» я объяснил то, в чем наконец признался Ренат на Дзен-Пятнице : куда уходят и как распределяются деньги, заработанные честно работающими авторами.
Только я сделал это на примере бочки с отрубями , а Ренат важно назвал это «Фондом».
Короче, заработанные рекламоемкими форматами (видео и статьями) деньги за рекламу сливаются в общую бочку-фонд, и уж из этой бочки кормятся Клавы Коки, Валерии Меладзе , Это Тумановы и прочие Ренаты Низамовы – известные блогеры, промышляющие почти исключительно постами и короткими роликами.
А что останется (конечно же, совсем немножко !) – можно употребить на мелкие приятности , вроде приснопамятного «Все свои с открытым ротом» и игровых автоматов.
Это и есть главная идея перехода на «подписную модель» - а отнюдь не торжественно провозглашенная «борьба с кликбейтом и за улучшение качества контента»
Тонкостей этого механизма директор по контенту на Пятнице не раскрыл – но, думаю, в главных чертах я в той статье угадал и эти тонкости.
А теперь глянем на с помпой оглашенную на Пятнице статистику годовых «успехов» площадки
Вы видите на этой табличке данные для видео и статей ?
Вот и я не вижу !
Первое правило публичной работы руководства Дзена с пользователями (и, полагаю, рекламодателями) : превозносить даже вымышленные успехи , и- помалкивать о провалах.
Если в таблице нет данных по форматам, приносящим площадке прибыли с рекламы, притом что «число авторов выросло в 2 раза» – это означает только то, что по этим форматам или застой, или просадка !
Скорее – второе, но возьмем лучший вариант : предположим, за год число статей и видео на площадке не убавилось и осталось прежним , т.е. и доход от «длинных» форматов остался на прежнем уровне.
А вот число роликов возросло в 3,5 раза, постов – в 15 !!!
С учетом принципа работы «фонда» - хвастливая фраза на этой табличке «тренд на короткие форматы» означает только одно : авторам – рабочим лошадкам, способным создавать реально зарабатывающий для площадки контент, садится на шею все больше , ээээ, мердмейкеров (merde, фр. – дерьмо, maker, англ. – делатель) , что выражается в неуклонном сокращении оплаты труда «лошадок».
Вот этот-то тренд на сокращение авторских выплат и является реальным и ощущаемым всеми порядочными авторами трендом года !
Этот «тренд года» находит отражение еще и в уникальном явлении, невиданном на других площадках : многочисленными попытками авторов найти хоть какую-то связь между своей работой и выплатами, получаемыми от площадки. Дохлый номер ! Закономерность тут существует только одна : авторские выплаты заметно сокращаются перед корпоративами и прочими подобными мероприятиями Дзена.
Зачем Дзену короткие форматы ?
Игорь Продзен как-то писал, что влияние статей на доходы площадки преувеличено, т.к. основную прибыль Дзен может получать с рекламы, размещаемой не в статьях и видео, а прямо в Ленте.
Ба, так ведь это можно отнести и к «коротким форматам» !!!
Посты и ролики можно просматривать непосредственно в Ленте, не переходя на канал автора – но при этом Лента густо пересыпана рекламными баннерами и рекламными же роликами !
Вот для чего Дзену потребовались «короткие форматы» - если в статье или видео рекламу приходится вшивать в тело публикации (что ставит вопрос о выплате вознаграждения авторам, создавшим публикацию), то посты и ролики формируют саму Ленту – только размещенная в Ленте реклама как бы не соотносится с авторскими материалами.
Попросту говоря, Дзен получает еще один источник получения дохода – с рекламы, размещаемой в Ленте, но помалкивает об этом !
С этих бы доходов и оплачивать «короткие форматы», зачем отбирать деньги у создателей статей и видео ?
Тайны аудитории
Любопытно, что, (в кои-то веки !) c помпой сообщив цифру своей аудитории (между прочим, это главный для рекламодателей показатель привлекательности площадки, а отнюдь не число публикаций и авторов! ) , Дзен скромно воздержался от уточнения – возросла она за год, или наоборот ?
Придется самим разбираться.
Вот данные Яндекс.Радара за декабрь 2021 г., когда Дзен был еще проектом Яндекса:
Месячная аудитория Дзена год назад – 62,3 млн, среднесуточная – 22,3 млн.
Сравним с данными рейтинга медиаресурсов от «Медиаскопа» за октябрь 2022 г (новее пока нет), от которых у руководства Дзена и случился припадок счастья :
Месячная аудитория – 69,9 (округленно 70) млн, суточная -22 млн.
Кажется, что за год месячная аудитория все же подросла на 7 млн, хотя суточная немного уменьшилась.
Однако это неполная картина !
Объявляя 70 млн «ежемесячной аудиторией Ленты», Дзен , мягко говоря, лукавит : данные Медиаскопа относятся не к Ленте, а к ресурсу dzen.ru в целом !
Каковой теперь включает не только авторскую площадку, (бывший Яндекс.Дзен), но и бывшие Яндекс.Новости !!!
А месячная аудитория Новостей уже год назад составляла 33,5 млн !
Механически складывать аудитории Дзена и Новостей некорректно (пересекающиеся множества), но совершенно ясно, что из объявленных 70 млн якобы «аудитории ленты Дзена» огромную часть составляет аудитория Новостей, причем за год эта часть сильно выросла - за счет появления у Новостей мобильной версии, отсутствовавшей год назад (0% в таблице Радара).
Еще одну пикатность добавляет то, что сейчас на dzen.ru нечаянно для себя попадают и бедолаги, по старой памяти набравшие в адресной строке «yandex.ru» - искали они Яндекс, но загремели в «аудиторию Дзена».
Есть и косвенный показатель - время пребывания на площадке : в прошлом декабре за месяц пользователи тратили на Новости 53 минуты (пара минут в день, нормально : посмотрел список новостей, перешел на интересную и закрыл Новости) , Дзена – 5 ч 46 мин. ; у нынешнего же Дзена этот показатель, по словам Рената – 45 мин в неделю, т.е. примерно 3 часа в месяц – это получится, если аудитории Дзена и Новостей примерно равны, да и то при условии, что время пребывания пользователя на Дзене не уменьшилось.
Так что реальную аудиторию авторской площадки Дзен, бывшего Яндекс.Дзена, сейчас можно примерно оценить миллионов в 40-45, не более - это падение на треть по сравнению с уровнем декабря прошлого года.
И это – результат, который «классные ребята» добились за год «реформ», ограбления авторов, полной ликвидации препон для мердмейкеров и кликбейтщиков, попыток переманивания авторов с других платформ, и масс беженцев с «запрещенных» ресурсов, ищущих куда б приткнуться… но только не на Дзен !
И ежели «число активных авторов возросло вдвое», составив 100+ тысяч (из коих, впрочем, неизвестно сколько тысяч или десятков тысяч - боты), а объем публикуемого контента утроился, но при этом аудитория площадки продолжает сокращаться, это означает только одно : большая часть публикуемого контента воспринимается аудиторией как помойный мусор, и положение ухудшается.
Ассорти итогов года
И еще несколько коротких замечаний по итогам года.
Фарс года
В результате многим памятного скандала с опубликованной в «Дзене для авторов» материала от некоей «сексологини» стало совершенно ясно, что с Правилами Дзена незнакомы даже его собственные работники.
После этого серия роликов, в которых гр-н Это Туманов глубокомысленно объяснял, что на Дзене делать возбраняется, выглядит полным фарсом.
PS . Лично мне смысл выпуска этой серии роликов не очень понятен, т.к. Правила можно спокойно прочитать самостоятельно на сайте площадки, ну да ладно - может гр-н Туманов полагает, что его зрители малограмотны и с трудом осиливают текст. В общем-то основания для таких опасений у него имеются.
Гаврила в Дзене был директор, Гаврила Дзен омолодил…
Цитирую Директора Дзена по маркетингу Сергея Таболина:
Наша целевая аудитория стала более молодой — мы начали ориентироваться на „зумеров“ и даже „альфа“.
Я не знаю, что такое «зумеры» и «альфа» - наверное, разновидности стремительных домкратов, фибдеков, косплеев и креаторов со скиллами в тикетах.
Контингент 45+ для рекламодателей весьма привлекателен – это в массе еще активные, но уже состоявшиеся люди, которым можно предложить недешевые товары – от дорогих инструментов до авто и жилья.
Да и сами главные начальники Дзена , включая Низамова и Туманова , уже приближаются по возрасту к тому контингенту, который пытаются выжить с площадки.
Но то, что руководство Дзена не столько пытается привлечь молодняк до 35, сколько избавиться от «старых пней» 45+ , создавших площадке репутацию, весьма заметно – но зачем ?
Подозреваю, дело просто в том, что молодняк легче одурачить. Это 25-летний офисный балбес, приглашенный на «Все свои с открытым ротом», вкусив дешевый салат, будет счастлив сопричастностью к «крутой тусовке», а 45-летний, прожевав салатик, перейдет к делу:
-- Вообще-то разрешения тратить мой заработок на поляну я не давал, ну да ладно, салатик - это мелочь. Но где остальные мои деньги ???
Облом года
Заведя собственные каналы, два самых известных борца за «качественный контент» из числа руководителей Дзена (да еще и с журналистским опытом) заимели прекрасную возможность личным примером продемонстрировать, что это за штука такая – «качественный контент».
Но, увы, ожиданий не оправдали, выдавая почти исключительно пустые посты.
Фраза года и ее перевод
Наиболее частый ответ Техподдержки, постоянно цитируемый раздосадованными авторами, звучит так : «Все решил алгоритм, а мы в его работу не вмешиваемся».
Но алгоритм – это всего лишь программная процедура обработки некоторых критериев , заданная руководством площадки.
Так что данная фраза требует перевода :
-- То, чем вы недовольны, случилось потому, что так приказало начальство, и мы в это не лезем, иначе и с работы вылететь можно.
Не надо наезжать на ТП, это всего лишь самый низовой , подчиненный , уровень работников Дзена.
PS : это не относится к пессимизации «за нарушения». Просто раньше «искусственный интеллект» Дзена был представлен толокерами, за копейки осуществлявшими рутинную проверку содержания публикуемых материалов, а сейчас, ради экономии, Дзен , похоже, пробует и впрямь обучить этой работе машину. Геморрой будет долгим, и закончится, скорее всего, возвращением к толокерам.
Об авторе. Ягодки года
Я, автор «Недомаркета», наконец представляюсь : Клавдий Куку.
Канал сей был открыт после ознакомления с умными поучениями Туманова , Низамова и «Дзена для автора», и, главное, знаменитым постом года про жимолость – того самого поста, который за пару дней набрал под 250 тыс. просмотров, т.е. минимум миллион показов за 48 часов !
И сотворил я такой же пост про жимолость, в сладостном предвкушении великой славы и миллионных показов – но он, почему-то, набрал всего 562 показа за полгода L
Отчегой-то так – ума не приложу, вроде пост не хуже , чем у Рената… Впрочем, сами гляньте.
Та же участь постигла и следующий пост, с красивыми шестью цветами радуги, несмотря на то, что я использовал в нем все рекламируемые Дзеном приемы L
Короче, канал пришлось забросить…
Но одним своим открытием все же поделюсь
С наступающим Новым годом !
Автор, как и всегда, Инкогнито.
ПС. Предыдущие его статьи (начало):