Удобство маркетплейсов уже успели оценить миллионы людей в нашей стране. За удобство и ассортимент, в первую очередь, их выбирают и производители, и продавцы. Этот онлайн-сегмент растет с каждым годом, пунктов выдачи становится все больше, увеличивается количество продавцов, растет конкуренция среди них.
Даже у новичков есть хорошие шансы найти своего покупателя на маркетплейсе. Без ошибок на старте, конечно, не обойтись, и у каждого они свои. Но есть и однообразные. Чек-лист типичных ошибок продавцов маркетплейсов поможет минимизировать их.
Ошибка №1
Выбирать площадку без учета особенностей своего товара. В России несколько крупных маркетплейсов. У каждого разные средние чеки, принципы взаимодействия с продавцами, система логистики и пр. Также при выборе надо учитывать комиссию площадки в зависимости от вида товара, какие товары лучше продаются на этой площадке.
Ошибка №2
Без теста выводить большой ассортимент. Специалисты советуют начинать с максимум трех товаров и смотреть, как идут продажи. Также в начале не стоит допускать большой разброс по цветам. Только когда первая партия начнет продаваться стабильно и приносить доход, можно постепенно расширять ассортимент. Исходя из этого пункта, будет ошибкой закупать для продажи сразу большую партию товара.
Ошибка №3
Выходить с высококонкурентным товаром. Скорее всего, ниша уже занята. На маркетплейсах новичкам трудно пробиться в конкурентной нише. Скорее всего, без демпинга цен, самовыкупов (предприниматель покупает свои же товары с целю стимулирования продаж) не обойтись. Также рискованно заходить и в пустую нишу. Тут прежде нужно выяснить, почему она до сих пор свободна.
Ошибка №4
Не обращать внимание на качество карточек. Карточка товара привлекает покупателя в первую очередь. Также надо поработать над понятным для клиентов и заметным для алгоритмов маркетплейса описанием товара. Для последнего важно правильно выбрать категорию товара и дать название, по которому его будут искать. Не забудьте написать размер, комплектацию, из чего он изготовлен, также можно рассказать о преимуществах и особенностях. Можно после публикации поискать свои товары под другим аккаунтом. Если товар находится быстро, это хороший знак.
Ошибка №5
Неправильно подобранная организационно-правовая форма. Новичкам кажется, что самозанятость дает возможность протестировать это направление с минимальными вложениями. Но при перерегистрации придется делать то же самое с личным кабинетом и терять раскрученные карточки товаров. Стоит изначально подбирать оптимальный налоговый режим с прицелом на маркетплейсы. Например, УСН «Доходы минус расходы» разрешает учитывать агентское вознаграждение как расход. К тому же статус ИП дает больше возможностей по товарному ассортименту.
Ошибка №6
Выбирать для теста некачественный товар. Простая логика «покупай дешевле – перепродавай дороже» может подвести, если товар плохой. В маркетплейсах отзывы покупателей и рейтинг товара имеют ключевое значение. Показатель может упасть с первых продаж и уже не подняться.
Ошибка №7
Не вникать в детали и аналитику. Доверить все продажи нанятому менеджеру не лучшее решение. В первое время стоит самому погружаться в цифры, быть в курсе продаж, изучать отзывы и комментарии. В то же время необязательно все замыкать на себя. Особенно такие вещи как дизайн, создание карточек, упаковка товара.
Ошибка №8
Не контролировать склад. Покупатель уже готов совершить покупку, а товара нет в наличии. Скорее всего, он уйдет к конкурентам. Такие карточки быстро теряют позиции в выдаче. Поэтому нужно отслеживать товарные остатки и вовремя завозить востребованный товар, прежде всего, это касается сезонной продукции. Поэтому при тестировании надо оценивать свои возможности, как быстро можно закупить или изготовить новую партию, чтобы своевременно пополнять запасы.
Ошибка №9
Не изучать юридические моменты. Речь не только о договоре, но и о внутренних инструкциях. У каждой площадки есть свои нюансы, и продавцу надо внимательно их изучить, а не просто прочитать по диагонали. У маркетплейсов существуют свои требования по наличию сертификатов, использованию товарных знаков, соответственно различаются и системы штрафов.
Ошибка №10
Не давать обратную связь. Маркетплейсы хоть и не социальные сети, но здесь также важно общаться с покупателями: реагировать на комментарии, работать с негативом, отвечать на вопросы. Положительные отзывы очень сильно влияют на продажи. Стимулировать к обратной связи можно при помощи маленьких подарков, пробников или просто добрых пожеланий, вложенных в покупку. Заодно это возможность протестировать еще один вид товара и получить обратную связь.