Найти в Дзене
Men Today

Что означает уменьшение покупательной способности для обычных людей?

Оглавление

2022 год отметился снижением покупательной способностью россиян. Ректор Европейского института JUSTO(ЮСТО) Дмитрий Соин объяснил, как это влияет на обычных людей и что будет с покупательной способностью в 2023 году.

    Что означает уменьшение покупательной способности для обычных людей?
Что означает уменьшение покупательной способности для обычных людей?

Как российское власти реагируют/должны реагировать на изменения уровня покупательной способности россиян?

В своем докладе «Социально-экономическое положение России» Росстат заявляет, что по итогам третьего квартала текущего года реальные располагаемые доходы населения (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на инфляцию) снизились на 3,4% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Таким образом, снижение доходов в июле-сентябре ускорилось относительно второго квартала года — тогда оно составляло минус 0,8%. В первом квартале доходы снизились на 1,2%, за девять месяцев года — на 1,7% к тому же периоду прошлого года.

Медиахолдинг Rambler&Co провел опрос, который охватил 230 591 интернет-пользователей, среди которых 51% женщин и 49% мужчин. Каков спрос россиян в ноябре, в период когда во всем мире традиционно начинается сезон распродаж перед новогодними праздниками с разницей в несколько недель между акциями? Опрос более чем 230 тысяч интернет-пользователей показал, что 36% российских покупателей в этом году проигнорировали распродажи. В конце года в первую очередь покупаются со скидкой подарки на Новый год (31%), на втором месте — одежда и обувь (21%), на третьем — бытовая техника (20%). Едой и напитками закупятся 8% потребителей, мебелью и товарами для дома — 7%, косметикой и средствами для ухода — 6%. На последних местах списка покупок оказались книги (3%), украшения и аксессуары (2%), медикаменты (1%) и разные услуги (1%).

-2

В 2022 году покупательная способность россиян уменьшилась: что это значит для обычного человека? А что будет в 2023 году?

Покупательская способность населения начала падать еще в феврале текущего года. Связано это было со скачком цен как на товары FMCG сектора, так и на предметы роскоши. Рост цен был вызван в первую очередь санкциями, а также падением курса рубля. Некоторые товары тогда подорожали на 25-30%, а некоторые в 2-3 раза. Продукты питания выросли в итоге до 60%, вопреки официальным данным. Цены на иномарки выросли в 2,5-3 раза. То есть речь идет об инфляции в 200-300%. Когда доллар упал, рубль восстановил свои позиции, но цены в рознице не были скорректированы, ажиотажный спрос возник на все сектора продукции. Люди не знали чего им ожидать в перспективе, будет ли на полках магазинов самое необходимое, от гречки до бытовой и компьютерной техники. Что в итоге привело к тренду на экономный режим расходования средств и жесткому планированию покупок, откладыванию «на черный день».

Логично, что в целом ряде отраслей упали продажи. В конечном итоге это коснулось и рынка недвижимости и предметов роскоши. Цены там продолжают оставаться высокими, а продажи сокращаются. Спрос остается стабильным лишь на товары первой необходимости. В 2023 году можно прогнозировать дальнейшую стагнацию ситуации.

Что делать обычному человеку, чтобы минимизировать потери от снижения покупательной способности денег?

Государственная поддержка бизнеса и социальной сферы сейчас оказалась как нельзя кстати: выдвинуты различные предложения в том числе и местными региональными органами власти. В числе таких мер объявлены кредитные каникулы для тех, кто терпит снижение доходов более чем на 30%. Доход за месяц до обращения в банк нужно сравнить со среднемесячным доходом за 2021 год: если заемщик планирует обратиться в апреле, его доход за март должен быть ниже на 30%, чем среднемесячный доход за прошлый год. Сотрудники российских IT-организаций получат возможность воспользоваться льготной ипотекой, а специалисты младше 27 лет получат отсрочку от армии.

-3

Совет эксперта

Все осознают серьезность положения и трудности. Покупателю рекомендую в принятии решений при совершении покупок исходить из насущных потребностей и личного финансового плана, если таковой имеется. Объективно оценивать свои возможности, рассмотреть все возможные ресурсы дополнительного дохода. и не влезать в кредитные истории без острой необходимости.

Бизнесу в сложившейся ситуации стоит рассмотреть ниширование в эконом сегменте рынка. Пользоваться спросом все еще будут товары первой необходимости, включая продовольственные товары и IT технологии.

Удастся ли выйти из создавшегося финансового кризиса в 2023 году? Рассказываем в нашем материале.

Над материалом работала Алена Романченко.