Найти в Дзене
Цитадель адеквата

Тёмные страницы истории обретения огня

Захватывающая проблема длительных и в разной степени успешных попыток предков человека произойти уже наконец от обезьяны неотделима от истории отношения ранних людей с огнём. Изученной ныне насколько возможно хорошо, но, несмотря на это, во многих случаях спорной и странное.

И сначала, всё-таки, об истории — об установленных фактах. Следы возможного применения огня человеком выпрямленным в Африке имеют возраст 1.4-1.5 миллиона лет, в Европе (Дагестан) 1.2 миллиона лет, а в Азии около 1 миллиона лет. Во всех случаях под следами подразумевается обнаружение угля, пепла, подвергшейся воздействию высокой температуры глины и каменных орудий в одном месте. Свидетельства эти сомнительны, ибо их значимость сильно зависит от трактовки находок. Нет уверенности, например, что огонь разжигался умышленно.

Первые несомненные свидетельства регулярного применения огня ранними людьми найдены в Израиле и относятся к периоду 700-800 тысяч лет назад. Имеющие сравнимый возраст свидетельства применения огня синантропами в Китае ныне считаются сомнительными, однако, признаются. Но что значит «регулярного»? Имеется в виду, что огонь горел на стоянке слишком долго, чтобы это объяснялось естественными причинами. Люди явно умышленно поддерживали огонь, однако не во всех случаях наличествуют доказательства того, что он каким-то образом использовался.

-2

То есть, между 1.4 миллиона лет и 400 тысячами лет можно говорить лишь об отдельных экспериментах. Какие-то группы эректусов некоторое время поддерживали огонь на стоянках из любопытства, — даже готовили на огне пищу (это доказано), — но в выживании ранних людей он роли ещё не играл.

Достаточно частым становится применения огня 400 тысяч лет назад в Европе у гейдельбержских людей — предков неандертальцев, живущих в условиях прохладного и переменчивого климата. Помимо орудий, с этого времени возле кострищ начинают обнаруживаться обожжённые кости. Что указывает на регулярное применение огня для приготовления пищи. Однако, проблема в данном случае связана с неопределённостью в оценке достаточности частоты и решулярности. Для чего именно они были достаточны и насколько велики в абсолютных цифрах — неизвестно.

И это — первая из обещанных загадок. Да. Где-то между 400 и 150 тысячами лет назад огонь начинает использоваться людьми всё чаще. Но распространённость данной технологии и её значимость для людей в данный период не ясны. Позже, 150-30 тысяч лет назад, огонь, видимо, используется ещё чаще. Не установлено, однако, самое, как кажется, важное, — момент, когда огонь стал рассматриваться людьми, как необходимость, — как стандартный элемент практики выживания.

«Часто» может трактоваться и как «иногда», и как «почти всегда». Переход же от первого ко второму, очевидно, связан с открытием способов добычи огня. И это — вторая загадка. Традиционные воззрения относят появление огнива лишь к верхнему палеолиту — около 30 тысяч лет назад. Но столь поздняя датировка выглядит сомнительной, так как частота применения огня поздними неандертальцами 80 тысяч лет назад, как кажется, приближалась к 100%. Холодно зимой было там, где они жили. Естественные же источники огня очень редки. Если молния и поджигает дерево, то дождь либо тушит огонь, либо нет. В последнем случае лесной пожар поставит перед окрестными племенами более, чем раздувание угольков, актуальные задачи.

-3

Не меньше вопросов вызывает и возможность поддержания природного огня длительное время. Идея, что люди, непрерывно кочуя, носили огонь с собой, не лишена оснований, и базируется на практике многих примитивных племён, — привыкших добывать огонь трением и потому остро сознающих трудоёмкость этого занятия. Однако, это именно практика экономии усилий, речи о том, чтобы хранить огонь в походах годами быть не может.

...На определённый размышления наводит и идея о происхождении лука от лучка, применяемого для добычи огня. Древнейший же лук найденный в Африке имеет возраст 60 тысяч лет. А значит, огниво должно было появиться раньше.

Видимо, и появилось. Об этом свидетельствуют находка, опять-таки, в Южной Африке кострища древностью 130-170 тысяч лет настолько хорошо сохранившегося, что в нём обнаружены следы запекания корневищ местных растений, без термической обработки практически несъедобных. Использование огня для приготовления растительной пищи предполагает наличие опыта, который едва ли мог быть приобретён, в условиях когда контакты человека с огнём оставались эпизодическими.

Скорее всего, возможность добычи огня трением (с меньшей вероятностью ударами камня о камень, — это намного сложнее) была открыта независимо в разных регионах между 400 и 200 тысячами лет назад. Привычка же пользоваться огнём и осознание осмысленности связанных с его получением и поддержанием усилий, формировались позже и постепенно. Палеоантропы не всегда разжигали костры не потому что не умели, а потому что не всегда считали это необходимым.

Блог нуждается в поддержке. Кошелёк ЮMoney 4100 1168 3178 5907