Найти тему
Lame

Способы психологического воздействия на общество

Оглавление

Содержание:

Введение
• Дом-коммуна
университеты
• Психология толпы
• Фашизм
• Тюрьмы
• Религия
Вклад участников команды
доказательство посещения музея
список литературы

(рекомендация: читайте с компьютера)

Социальное влияние (воздействие) — процесс в социальной психологии, во время которого происходит изменение поведения, чувств, эмоций или мнения индивида вследствие того, что целенаправленно совершают в его отношении другие люди.

Очевидно, психологическое воздействие на общество оказывается со всех сторон - от правительства до маркетинговых компаний, поэтому в данной статье мы рассмотрим, увы, на ограниченном количестве объектов (дом-коммуна, тюрьма Хальден), процессов (эволюция тюрем) и масштабных феноменов (религия, фашизм) их исторический контекст и их психологическое воздействие на общество.

Помимо психологии в целом, статья опирается на социальную психологию (изучающую общество и индивидуумов), подробно затрагивает её раздел – психологию толпы (изучающую массы и индивидуумов), также не являющиеся науками, но оказывающими сильное психологическое влияние на разумы людей: утопию (вымышленную картину идеального жизненного устройства) и идеологию (систему концептуально оформленных идей) с той разницей, что идеология не несёт в себе идей о преобразовании общества и не направлена в будущее.

Так кто оказывал психологическое воздействие?.. И на кого? А каким образом, зачем?

Дом-коммуна

Американский архитектор Луис Генри Салливен утверждал, «архитектура – это искусство, которое воздействует на человека наиболее медленно, зато наиболее прочно».

Дома-коммуны придумал французский социалист-утопист Шарль Фурье еще в начале 19 века. Именно они строились в стиле конструктивизма в 1920-30 гг во времена СССР. Доминирующим стало представление о том, что новый человек не может сформироваться в условиях старого архитектурного пространства, в обычных зданиях. В стране развернулась политико-архитектурная дискуссия о типах рабочих жилищ, главным из которых признали дом-коммуну.

Дом-коммуна — строение жилого типа с максимально возможным обобществлением быта: коммунисты верили, что единицей общества станет не семья, а группа людей с одинаковыми взглядами, интересами и профессиями. В нём предполагалось проживание людей по функциональному циклу.

Главной отличительной чертой конструктивизма от остальных течений в архитектуре и искусстве является тот факт, что в основе художественного образа лежит конструкция и функциональное назначение.

Дом-коммуна на улице Орджоникидзе, самое необычное общежитие столицы – это уникальный памятник идеи конструктивизма. Это здание также является бывшей площадкой для социального эксперимента, в основу которого была положена утопическая идея «дома-конвейера».

-2

Дом построен по проекту архитектора Ивана Николаева в 1929—1930 годах и представляет собой одно из наиболее радикальных архитектурных воплощений принципа обобществления быта. Этот принцип выражался в жёсткой организации жизненной среды и сведению к минимуму личной сферы быта. Подчёркнуто функциональная архитектура здания была призвана способствовать строгой регламентации и унификации жизненных процессов жильцов дома.

Утопическая идея жилой коммуны с обобществленным бытом была направлена на формирование единого для всех обитателей дома коллективного жизненного уклада, в котором личное пространство либо отсутствовало совсем, либо было сведено к минимуму.

-3

Одними из первых под эксперимент попали студенты. Общежитие текстильного института на улице Орджоникидзе решено было выполнить в виде дома-коммуны. Длинный жилой блок вмещал в себя более 1000 жилых ячеек со смешным метражом: 2,3 на 2,7 м. Такая ячейка предназначалась для двух студентов, и в ней разрешалось только спать. Как писал архитектор дома Иван Николаев: “Закрытая ночная кабина подвергается, начиная с этого времени, энергичному продуванию в течение всего дня. Вход в нее до наступления ночи запрещен”.

С утра студенты отправлялись на зарядку, после — в санитарный блок, где принимали душ и переодевались в дневную одежду. Большую часть дня они проводили в общественном блоке, где располагались общая комната для занятий, библиотека, чертежная, столовая и студия.

Несмотря на то, что студенты использовали жилые ячейки и для дневного отдыха, и хранения вещей, развитая система общественных помещений в целом сделала этот эксперимент удачным. Установленный архитектором строгий порядок в значительной степени сохранялся до 60-х годов. После общежитие было передано Институту сталей и сплавов, который перестроил здание: вместо двух рядов маленьких комнат был устроен один, с комнатами на четырех студентов.

-4

(Размер жилой ячейки: 2,3 на 2,7 м.

Кол-во ячеек: 1008)

В этих правилах, помимо жесткой регламентированности личной жизни людей, живущих в таком доме, обращают на себя особое внимание несколько моментов:

– нельзя входить в свою «спальную кабину» до наступления ночи, т.е. человек не может уединиться, не может иметь свое индивидуальное жилище, пусть и такое небольшое по размерам;

– время, которым можно «распорядиться по своему усмотрению», заранее расписано – или идти на занятия, или опять в общую комнату для учебы.

Вечерний досуг тоже представляется коллективным: коллективное слушание радио, музыки, игры и танцы, и наконец, заключительная всеобщая вечерняя прогулка. То есть живущий в такой коммуне человек все время находится в общественных местах под пристальными взглядами других коммунаров;

– весь распорядок дня построен строго по времени и по звонку: пробуждение, прогулка, прием пищи, отдых и развлечения.

Уже давно известно, что архитектура зданий влияет на психику человека. Человеческий мозг чутко реагирует на форму зданий и цветовое оформление. Однотипные, монотонные и покрашенные в серые тона здания вводят людей в состояние тоски, повышают уровень стресса, утомления; ухудшается настроение.

После многих экспериментов из 4500 тонов и оттенков были выбраны цвета, наиболее ярко влияющие на физиологию и психологию человека. Исследования, проведенные Люшером, показали, что цвет может изменить функции некоторых систем человеческого организма.

Например, серый цвет угнетает, а темно серый приносит успокоение.

Зная эти особенности, современные архитекторы создают гармонию между миром зданий и сооружений и миром людей.

С 2016 года здание полностью отреставрировано, дана «вторая жизнь Дома-коммуны» - прямо сейчас там проживают магистры и аспиранты МИСИС. Первому этажу вернули в точности до сантиметра первоначальный облик в 1930-х годах.

-5

В настоящее время, посетив этот музей, мы можем наблюдать, каким общежитие стало комфортным, современным и красивым, а главное, что студенты сами могут распределять своё время в соответствие с их индивидуальными потребностями для повышения эффективности учебы.

-6
-7

Таким образом, можно сказать, что в некоторой степени коммунистическая власть контролировала становление общества времён СССР строителями социализма необычным способом косвенного психологического воздействия – архитектурой.

Университеты

Пара слов про университеты (да-да, включая МИСИС): способом психологического влияния можно считать манипуляцию, а с ней в стенах учебного заведения частенько встречаются как студенты, так и преподаватели.

Согласно Виктору Шейнову, написавшему "Психологическое влияние", манипуляция со стороны преподавателей может заключаться в вольности оценивания знаний студентов: «Хозяин — барин», «Хочу казню, хочу милую»; в произвольном установлении требований к процессу обучения; в угрозах наказать оценкой в конце семестра за нарушение студентом установленного порядка и т.д. «Выигрыш преподавателя — односторонний. Такими способами он повышает свою значимость (в том числе и в своих глазах). Студенты являются жертвами, поскольку подспудно внушается мысль, что оценка их работы не объективная, а субъективная, зависящая от отношения преподавателя к студенту».

Сами студенты ничем не лучше. Как говорится в книге, «на три приведенные выше манипуляции преподавателей студенты отвечают (как установил наш аспирант А.И.Тарелкин) двадцатью пятью манипуляциями» – от давления на жалость, лести, до бунта всей группы или предложения взяток.

Психология толп

Психология толп, или же психология масс – наука, лучше всего описывающая природу и поведение толп, считавшихся когда-то полностью непредсказуемыми и никем не подвластными. И на первое, и на второе нашлись опровержения.

19 век характеризовался ростом глобализации и значительными изменениями во всех сферах общества. Мир оказался поделён между могущественными империями. Активно развивался капитализм и торговля, множественные колонии служили источниками ресурсов и рынками сбыта для своих метрополий. Влиятельные мировые державы приближались к пределу своего могущества и богатства. Все народы мира оказались тесно связаны между собой.

Свершившийся промышленный переворот и множество научных открытий также усиливали капиталистическую экономику. Росли города. Их население всё увеличивалось, люди становились грамотнее. Множество рабочих в городах начало образовывать, так называемые, «массы» и, как следствие, возникла направленная на них «массовая культура».

С 16 века и всю новую историю в Европе и Америке наблюдались тенденции по завоеванию людьми свободы от политических, экономических и духовных оков. Угнетённые боролись за свои права против тех, кто отстаивал свои привилегии. Церковь со временем теряла свою монополию на духовную жизнь граждан. Монархический строй сменялся на республиканский. У людей появилась возможность выбирать свой путь в жизни самим, в отличие от средневековья, где судьба человека была определена уже с рождения.

Позже Эрих Фромм в 1941 году отметит в своей монографии «Бегство от свободы», что в это время человек особенно обособляется от природы и других людей, приобретая индивидуальность, но вкупе с этим обрекает себя на чувство одиночества и изоляции. Однако индивид должен избегать одиночества, поэтому люди стремятся объединяться. К желанию же слепо подчиняться власти, по словам учёного, приводит отсутствие в обществе достойных возможностей для позитивной самореализации.

Протестантские учения, по мнению Фромма, морально подготовили европейского человека к становлению винтиком в машине капитализма. Богатый предприниматель в отличие от простого рабочего, конечно, был более значим, но даже он всё равно занимал строго определённое место в общем механизме. Идея принесения себя в жертву чему-то большему позже ляжет в основу фашизма. Человек помимо повиновения светской власти будет подчинять свою жизнь и экономическому успеху. От кальвинизма в нацизм перейдёт принцип прирождённого человеческого неравенства.

С развитием капитализма теряет свою значимость мир семьи, соседских отношений, сёл. Люди собираются в нестабильные городские конгломераты. Индивид низводится до всё меньшего и меньшего уровня. Разрыв социальных связей, более быстрый ритм жизни, миграция, ускоренная передача информации – всё это ведёт к разрушению устоявшихся сообществ. Затем, будучи разрозненными частями, сообщества воссоздаются в форме непостоянных разрастающихся толп.

Появление масс оказало серьёзное влияние на общественную обстановку. Французский психолог Серж Московичи приводит в трактате «Век толп» следующее определение массы: «Масса – временная совокупность равных, анонимных, схожих между собой людей, в недрах которой идеи и эмоции каждого имеют тенденции выражаться спонтанно».

Влияние масс в политике поначалу было недооценено. Считалось, что их могут образовывать только «чернь» и «плебс». Они противопоставлялись светскому, буржуазному обществу.

Начало психологии масс было положено работой Гюстава Лебона «Психология масс». В ней содержался уникальный взгляд на этот социальный феномен, значились многие революционные идеи, которые затем легли в основу методов пропаганды. Далее изложены некоторые из них.

В толпе не важен статус, образованность, достаток каждого из её членов. Толпа подавляет индивидуальность. На первый план выступает коллективное бессознательное. Схоже будут вести себя и рабочие на митинге, и министры в парламенте. Массы руководствуются только впечатлениями и эмоциями, а не рациональными правилами. У них нет собственных целей. Попадая в толпу человек заражается общей экзальтированностью.

Такое образование легко берётся под контроль сильным вождём. Лидер даёт людям ощущение личной связи, эрзац общности, видимость соединения человека с человеком. Управление множеством происходит посредством облачения внушаемых идей в яркие образы.

Каждый в толпе пребывает в сумеречном состоянии, его сознание утрачивает активность. Ощущения людей можно сравнить с гипнозом. Это настолько похоже, что небольшая загипнотизированная группа, может выступать как модель при изучении поведения большого множества людей.

Субъект в трансе полностью сосредоточен на гипнотизёре. Он как бы изолируется от других людей, что очень похоже на влияние вождя. Исполнения приказания, полученного во время транса, начинается после выхода из него. Зачастую человек считает, что сам является источником своего действия.

Итак, общими элементами для гипноза и психологии толпы являются сила идеи, быстрый переход от образа к действию, смещение ощущаемой и внушаемой реальности. Случайные идеи и образы сплетаются на основе исключительно внешних признаков. Переход от посылки к выводу происходит без промежуточных этапов. Рассуждения принимаются за действительность.

Для людей вождь играет роль эпицентра гипноза, позволяя массам прибывать в плену собственных видений. Для успеха внушения необходимы театральные приёмы: блестящие парады, огромные митинги, многоголосые ритмичные возгласы. При данном подходе в политике оратор заменяется гипнотизёром, искусство дебатов – пропагандой. Вместо убеждения человека его возбуждают зрелищем и завоёвывают прессой или радио. Так пропаганда стала технологией гипнотизировать в массовом масштабе. Некий конвейер по производству толп.

Итого, Гюстав Лебон в своей работе сделал следующие выводы:

1. Толпа является психической общностью, а не простым скоплением людей в одном месте.

2. Толпы консервативны. Они со временем восстанавливают всё, что когда-то разрушили.

3. Массам необходима поддержка вождя.

4. Пропаганда имеет иррациональную основу.

5. Сознание индивидуально, бессознательное коллективно.

6. Политика управления массами должна опираться на высшую идею.

Фашизм

Нацистская идеология – дух слепого повиновения вождю, ненависть к расовым и политическим меньшинствам, жажда завоевания и господства. Возвеличение одной "исключительной расы" имеет огромную эмоциональную притягательность, она способна покорить и превратить многих людей в пылких приверженцев нацизма и борцов за его дело.

Э.Фромм прослеживает некоторые черты, характерные для людей, подверженных нацизму:

  • любовь к сильному и ненависть к слабому
  • ограниченность
  • враждебность
  • скупость – в чувствах, как и в деньгах
  • аскетизм

«Эти люди всегда отличались узостью взглядов, подозрительностью и ненавистью к незнакомцу, а знакомый всегда вызывал у них завистливое любопытство, причем зависть всегда рационализировалась как презрительное негодование; вся их жизнь была основана на скудости – не только в экономическом, но и в психологическом смысле» - писал о нацистах Фромм.

Нацистской идеологии присущи и мазохистские черты: человеку постоянно доказывается, что он должен отречься от своей индивидуальности, подчиниться внешней силе и ощущать гордость от причастности к ней. Вот мысль Гитлера по этому поводу : «Только идеализм приводит людей к добровольному признанию прерогатив принуждающей силы и тем самым превращает их в пылинки мирового порядка, образующего и формирующего вселенную». Гитлеру вторит Геббельс в своей книге Михаэль : «Быть социалистом — это значит подчинить свое "Я" общему "Ты"; социализм — это принесение личного в жертву общему».

Взлет нацисткой партии в довоенной Германии был беспрецедентным: за четыре года она превратилась из маргинала в ведущую политическую силу страны. В нацистской Германии в течение 1933—1934 гг. происходит постепенная концентрация контроля каналов коммуникации в руках одного органа исполнительной власти — Министерства просвещения и пропаганды, созданного 13 марта 1933. Тотального контроля Министерство пропаганды не осуществляло, хотя министр пропаганды Й. Геббельс прилагал к этому значительные усилия.

Нацисты использовали лозунги, понятные большинству немцев: борьба с безработицей, ликвидация позорной Версальской системы. А подконтрольные нацистам СМИ транслировали их. При этом ядром нацистской идеологии была идея о высшей расе. Она, по мнению нацистских идеологов, доказала свое право на существование, благодаря своим особым выдающимся качествам.

Укрепление высшей расы предполагало несколько направлений деятельности руководителей Третьего Рейха: ограничение рождаемости (принудительная стерилизация) для людей с девиантным социальным поведением (гомосексуалисты; злостные уголовники) или имеющих в семье больных людей, а также ограничение социальной мобильности этих людей (заключение в концентрационные лагеря); эвтаназия для неизлечимо больных; массовое уничтожение "расово неполноценных" этнических групп; выведение, селекция "новой породы" людей.

Два вопроса, важность решения которых полностью разделяла и политическая элита, и общество в целом были: безработица и унизительное положение Германии после заключения Версальского мирного договора. Хотя около 2,5—2,7 млн. человек к 1934 г. получили работу, сам Гитлер был вынужден признать их заработную плату подаянием.

А вот слова Геббельса, в которых описывается страдание садиста, которое он испытывает, когда его лишают объекта влечения: «Иногда впадаешь в глубокую депрессию. Ее можно преодолеть, лишь снова очутившись перед массами. Люди — источник нашей силы».

Руководитель немецкого Трудового Фронта Лей рассуждает о качествах нацистского руководителя следующим образом : «Мы должны знать, есть ли у этих людей воля руководить, быть хозяевами, одним словом — управлять… Управлять нужно с удовольствием… Мы научим этих людей верховой езде… чтобы привить им чувство абсолютного господства над живым существом». Здесь также явно просматривается образ мыслей садиста.

Садомазохистский характер Гитлера ярко проявляется в его политических действиях. Он любит сильных за их силу и ненавидит слабых за их слабость. Гитлер не выносил Веймарскую республику, потому что она была слаба, и в то же время преклонялся перед финансовыми магнатами и военными лидерами. Гитлер никогда не вступал в борьбу с существующей могущественной властью (по крайней мере, до начала Второй Мировой войны), а нападал только на слабые партии и объединения.

Идеология Гитлера привлекла людей с аналогичным складом характера, то есть в основном низы среднего класса. Эти люди с удовольствием пошли за лидером, который выражал их чувства и чаяния. В результате была построена иерархия, в которой каждый был царьком над кем-то другим, и в то же время находился в подчинении у более могущественного царька. Тот, кто стоял на вершине пирамиды, подчинялся лишь Судьбе и Природе, то есть высшим силам, в которых он мог полностью раствориться.

Но главным был, конечно, не логотип, а привлекательный посыл. «Гитлер предложил людям свободу и хлеб, работу и хлеб. Это замечательные лозунги, которые многим пришлись по душе. Нацисты не говорили, как им удастся этого добиться. Но им верили на слово. Когда люди переживают экономические трудности, они охотно голосуют за обещания, и никто не решится выступить против таких инициатив».

Гитлер предложил людям свободу и хлеб, работу и хлеб. Нацисты не говорили, как им удастся этого добиться. Но им верили на слово.

Миллионы немецкой молодежи присоединились к гитлеровцам задолго до того, как это стало обязательным.

«Нацисты понимали важную роль развлечений для продвижения своих идей. Взять, например, настольную игру, выпущенную частным производителем в 1938 году. Цель игроков – "набрать" как можно больше евреев, отняв у них предприятия. "Набравший" шесть евреев – выигрывает. А в нижнем углу игровой карты написано – "Отправь их в Палестину".

Игра отражала главный посыл нацистов о том, что все евреи должны покинуть Германию, поскольку они были "чуждым элементом для германского общества". Многие люди, даже если они не были антисемитами, привыкли к антисемитизму и перестали даже замечать его проявления. Они просто никак не сочувствовали своим соседям».

Гитлер знал, что немцы не поддержат войну с целью захвата новых территорий. Но они поддержат ее, если речь будет идти о защите их семьи. Они обвиняли евреев в стремлении уничтожить немцев. Они внушали людям, что евреи стояли за всеми вражескими государствами, которые воевали с Германией. В своей пропаганде – и я думаю, это было очень важно для многих - нацисты объясняли людям, что те не должны лично убивать своих соседей, как это, например, происходило позднее в Руанде. Нацисты говорили своим гражданам – вам не нужно этого делать, позвольте государству защитить вас. И людям было гораздо легче с этим согласиться – «Я никого не убивал, я просто не сопротивлялся, я просто отвернулся от своих соседей-евреев, я не знал, что их убьют. Психологически гораздо легче принять такую позицию».

Тюрьмы

Можно дерзко заявить, что отсутствие психологического и физического насилия, хорошие условия жизни в тюрьме дают больший контроль власти над добропорядочностью жителей. И история развития тюрем (от самой первой в мире – "подобного дома" в Лондоне, до одной из самых изящных тюрьм в Норвегии, "Хальден") - наглядный показатель этого.

Тюрьмы в Норвегии сравнивают с санаториями, что может противоречить представлению большинства об наказании. Тем не менее, «в Норвегии уровень рецидивизма снизился с 60-70% в 1980-х годах до примерно 20% на сегодняшний день. Страна приписывает это изменение реформам, в которых приоритет отдается реабилитации, а не наказанию». Число заключенных в Норвегии составляет по разным данным 49-72 на 100 тысяч жителей - это в 10 раз меньше, чем в США (629-730) и почти в 7 раз меньше, чем в России (322-486).

Напрашивается вопрос: почему? Рассмотрим, какие с точки зрения социальной психологии механизмы стоят за эффективностью реабилитации. Для этого пойдём от обратного - неэффективности наказания в тюрьмах и чрезвычайной предрасположенности людей к агрессии в таком случае.

В разделе Википедии "социальное влияние" можно узнать виды социального влияния: конформизм, идентификация, интернализация. Интернализация – принятие – «люди принимают навязанные влиянием убеждения и соглашаются с ними, как снаружи, так и внутри».

В знаменитом психологическом "стэндфордском тюремном эксперименте" разделённые на группы охранников и заключённых подопытные сначала были объединены искусственно (не ведая того, исключительно из-за распределения), под конец – естественно (заключённые устраивали бунты или, напротив, смирялись и вели себя так, будто заслуживают зверского отношения; охранники унижали заключённых и яростно негодовали, когда преступников выпустили раньше срока. Эксперимент завершили раньше запланированного).

Хочется подметить: теория социальной идентичности гласит, что люди определяют своё место в обществе, опираясь на принадлежность к какой-либо роли (студент, преподаватель, подчинённый, подсудимый). Роль подсудимого подразумевает 100% виновность, неправоту, бесчеловечность, что деперсонализирует человека. Так, охранникам проще наносить физический и психологический вред заключённым. Доказательство этому утверждению – "эксперимент Милгрэма", вариации которого показали, что больше участников подчинялось приказам бить разрядом тока от 15 до 450 вольт людей, если страдающих деперсонализировали, т.е ставили за стекло, например.

Настоящих заключённых тоже деперсонализируют, они тоже иногда интернализируют негативные убеждения, начинают думать, что заслуживают ужасного отношения к себе и впоследствии начинают вести себя соответствующе. Казалось бы, ожидаемым со стороны наблюдателя поведением должны стать попытки исправиться и выход из ситуации, наслаждение жизнью. Но преступникам сложнее так мыслить, ведь, согласно "когнитивному диссонансу", человек находится в состоянии дискомфорта, если его убеждения, пускай и навязанные обществом, не совпадают с его поведением.

Также в известном "эксперименте с куклой бобо" в коллективе взрослых дети бессознательно повторяли чужое поведение по отношению к кукле, агрессивное или мирное. Реабилитация в тюрьме подразумевает человеческое отношение всех ко всем. Наказание подразумевает неравенство, понижение статуса, уничижительное отношение. Люди свойственны подхватывать отношение окружающих к заключённому в обоих случаях.

С приобретёнными знаниями по психологии, пересмотрите пропасть в разнице потенциалов первых тюрем и современных: в прошлом не было цели реабилитировать людей. В них «сгребали» всех, кто вел себя неподобающим образом: бродяг, нищих, преступников, слуг. Далее они либо ожидали смерти, либо сами умирали в тюремных условиях. Например, «Мамертинская тюрьма», где заключённые «сохранялись» перед смертью, или Лондонский Тауэр, построенный в 1066, который также был местом казней и убийств. Тюрьмы становились скоплением аморальных слоёв общества с отсутствием каких-либо мер по исправлению, что привело лишь к усилению агрессии и развращению тех, кого можно было спасти.

Со временем стали возникать попытки исправления заключённых, но они не всегда были эффективны. "Восточное государственное пенитенциарное учреждение" в Филадельфии, где заключённых полностью изолировали от окружающего мира. Главной задачей "Пенсильванской системы", которой следовала эта тюрьма, было уничтожить личность заключенного и сделать его легко контролируемым. Одиночество приводило к ужасным последствиям: узники получали расстройство психики, сходили с ума или кончали жизнь самоубийством. После такого «исправления» многие не могли обратно адаптироваться к нормальной жизни.

Тюрьма Halden Fengsel (Хальден, Норвегия) же уникальна за счёт собственной звуковой студии, кулинарных курсов, украшений граффити ручной работы художников; у охраны нет оружия и наручников. Их целью было, чтобы они как можно меньше отличались от повседневного внешнего мира, что в дальнейшем позволяет заключённым проще адаптироваться к прежней жизни.

Можно сделать вывод, что роль тюрьмы менялась в течение истории.

Таким образом, контроль населения при помощи тюрьмы ранее носило главным образом насильственный характер: людей убивали, сламывали, наблюдающих запугивали; теперь же современные государства владеют куда более эффективным и мирным психологическим инструментом влияния.

Религия

Из открытых источников мы можем узнать, что на данный момент около 80% процентов населения земли исповедуют какую-либо веру в бога. Для многих людей, которые не верят в высшие силы и стараются опираться на науку, это может показаться странным, ведь сейчас человек имеет доступ к интернету и может узнать практически любую информацию об окружающем его мире. Но в психологии есть довольно много объяснений этому, казалось бы, феномену.

Основополагающей в этой области исследований является работа Уильяма Джемса “Многообразие религиозного опыта”. В ней Джемс ввел понятие личной религии, которая, являясь первоосновной любой религиозной системы, делает человека причастным к “высшей истине”.

Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд определял веру как иллюзию, в основе которой всегда лежит потребность в исполнении желания вне соотнесения с действительностью. Он называл религию “неврозом человечества”, в котором образ Бога отождествлялся с образом отца, что ведёт к невротическим амбивалентным отношениям: с одной стороны – к страху, с другой – к поиску защиты.

Следующее значимое мнение принадлежит Эрику Фромму. Исходными, первичными для него были не усваиваемые религиозные убеждения и предпочтения, а определенные переживания и потребности, которые существуют в виде внутренних, часто неосознаваемых состояний. Именно они впоследствии питают те или иные конкретно оформленные религиозные верования и предпочтения.

Как мы можем понять, исходя из этих мнений, религиозная вера - это вера в существование высшего личностного начала бытия, глубокая эмоциональная связь с которым принципиально важна для жизни человека. Эти взаимоотношения всегда носят глубоко интимный, доверительный характер, дают ощущение защищенности, отеческого принятия, связанности с целым; ведут к «душевному очищению», эмоциональной разрядке, духовной радости. Человеку довольно тяжело отказаться от веры. Вот почему человек может попадать под влияние идей, которые проповедуются исповедуемой религией. Так, религиозная вера становится способом влияния на общество. Это позволяло управлять верующими людьми, показывая им некоторые вещи как что-то божественное, неприкасаемое. В том числе такое встречалось и в христианстве. Можно привести несколько примеров этому:

Например, в средние века вера и церковь часто использовались для удержания власти. Например, с помощью религии в основном удерживалась священная римская империя, каждый феодал в которой считался божьим помазанником, а император получал поддержку от папы римского. Также с поддержкой папы римского и церкви проводились крестовые походы против других стран, с другой религией. В Российской империи также император заручался поддержкой церкви почти во всех вопросах, в том числе можно заметить, что одни из самых жестоких правителей особенно сильно опирались на церковь.

В нынешнее время европейские и российские лидеры уже меньше опираются на церковь, не соотносят себя с посланниками божьими. Хоть многие идеи церкви до сих пор влияют на население, это уже в разы меньше используется для манипуляции общественным мнением.

Более того, даже сами верующие способны влиять на поведение других верующих за счёт "группового мышления" – психологического феномена, возникающего в группе людей, внутри которой конформизм или желание социальной гармонии приводят к некорректному или нерациональному принятию решений. Пример – настоятельная, порой грубая рекомендация церковных бабушек носить платки или прочие головные уборы девочкам в православных церквях; послушание, несмотря на то, что только женщинам принято следовать таким нормам.

Участники:

Королёва Елена (посещение музея; введение, университеты, оформление статьи)

Хапков Михаил (психология толп)

Гороховатский Всеволод (церковь, мини-презентация)

Курсов Михаил (дом-коммуна)

Железняк Александра (тюрьмы)

Суркашев Ижен (фашизм)

Это я, Лена, попала в кадр:

(МИСИС точно обладает портретами студентов, сравните)
(МИСИС точно обладает портретами студентов, сравните)

Источник: сообщество Telegram "Музейная история", сообщение, отправленное 13 ноября, фото с экскурсии.

Список литературы:

Антиутопия: как строились московские дома-коммуны и почему они провалились

Архитектура советского авангарда

Влияние архитектуры зданий на психику человека

"Дом-коммуна" московского конструктивизма как воплощение идей социалистической революции.

История: как и почему появились московские дома-коммуны

Н. Лебина. Советский дом-коммуна: границы тела

Студенческий дом-коммуна. И. Николаев

СТУДЕНЧЕСКИЕ ОБЩЕЖИТИЯ НИТУ МИСИС

Рисс К. Кровавый романтик фашизма. Доктор Геббельс. 1939—1945

Кунц К. Совесть нацистов. — М. 2007.

Э.Фромм Бегство от свободы

Лебон, Г. Психология народов и масс / Г. Лебон. — Москва : АСТ, 2016. — 340 c. — Текст : непосредственный.

Московичи, С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс / С. Московичи. — Москва : Академический проект, 2020. — 396 c. — Текст : непосредственный.

Фромм, Э. Бегство от свободы. Человек для себя / Э. Фромм. — Москва : АСТ, 2006. — 571 c. — Текст : непосредственный.

В.П.Шейнин. Психологическое влияние

Джемс У. “Многообразие религиозного опыта”

Список стран по количеству заключённых — Википедия
«Страх мало кого может исправить»
10 самых комфортабельных тюрем мира
Мамертинская тюрьма — Википедия