Я думал, что после Ту-22М3 и Ту-144, стоящих на улицах Казани, меня уже ничем не удивить. А потом, прогуливаясь по улице Тукая, свернул за угол и и наткнулся на авиационный двигатель Д-36, стоящий на краю парковки.
Вот такой агрегат, весом в тонну, как ни в чём ни бывало, стоящий у входа в казанский Дом занимательной науки и техники.
Не припомню в России другого такого места в открытом доступе, где можно было бы так подробно рассмотреть авиадвигатель. Хоть внутрь залазь - никто слова не скажет.
Д-36 выпускается (или выпускался, при текущем состоянии дел понять сложно) на заводе "Мотор Сич" в Запорожье с 1977 года. Этот двигатель устанавливался на самолёты Як-42, Ан-72 и Ан-74, позже была разработана глубокая модификация Д-436 для самолётов Ту-334 и Бе-200.
На то, чтобы определить с какого именно борта был снят этот двигатель ушло определённое время. Видно, что на мотогондоле двигателя была какая-то надпись, но большая её часть осталась на отсутствующей створке капота. У Як-42, летавших в российских авиакомпаниях, никаких надписей на двигателях не было, поэтому подозрение пало на иностранных перевозчиков. В итоге выяснилось, что непонятные символы на двигателе - части обозначения YAK-42D, наносившегося на самолёты, летавшие в кубинской авиакомпании Cubana. Просмотрев реестр, удалось установить, что двигатель этот раньше стоял на Як-42Д RA-42443.
Самолёт этот интересен тем, что изначальным заказчиком была китайская авиакомпания China General Aviation. Позже лайнер попал к латвийскому перевозчику Concors, а затем его выкупила казанская авиакомпания "Тулпар-Эйр". Дальше судьба занесла самолёт на Кубу, где он 3 года летал в составе флота местной авиакомпании Cubana. По возвращении в Россию этот Як-42Д был поставлен на хранение в аэропорту Казани, где и был разделан на металл в 2013 году.
После разделки самолёта двигатель ещё 3 года находился на хранении, пока в 2016 году его не установили возле Дома занимательной науки и техники. Сейчас этот Д-36 находится в полностью открытом доступе, посетить его можно в любое время дня и ночи.
***
Больше материалов про авиацию можно увидеть в моём канале, а мои фотографии 📷 (на авиационную тематику и не только) можно увидеть в моём Telegram.
Материалы по теме:
ПД-8: Новый двигатель для нового "Суперджета"
Кладбище самолётов в "Домодедово": судьба самолётов
Судьба самолёта: история Як-42 RA-42333
Первый постсоветский авиадвигатель: ПД-14
Ход конём: зачем России истребитель Су-75 Checkmate
Ми-171А3: первый офшорный вертолёт в России
МС-21: снаружи, внутри и в воздухе
Судьба самолёта: история последнего выпущенного Ту-22М3
Судьба самолёта: история Ту-144 СССР-77107