Детективный жанр крайне разнообразен. Каких в нём картин только нет. Вот, например, в СССР был популярен телефильм «Деревенский детектив» про участкового милиционера Анискина. Собственно, название этой ленты подошло бы и для обозначения её жанра — деревенский детектив.
Вышла на экраны она в 1968 году. Сценарий для ленты написал известный советский писатель Виль Липатов. Кстати говоря, его авторству принадлежит ещё один «деревенский» детектив — многосерийный фильм «И это всё о нём».
Главную роль участкового милиционера Фёдора Анискина в «Деревенском детективе» исполнил Михаил Жаров, который на тот момент уже был настоящим аксакалом отечественного кино — начинал он ещё с немых фильмов во времена Российской империи. А в двух продолжениях «Деревенского детектива» он выполнял ещё и режиссёрские обязанности (в соавторстве с профессиональными постановщиками).
Как не сложно догадаться, действие всех серий происходит на селе — и это главная отличительная черта этого цикла фильмов.
Как и положено в детективном жанре — всё действие во многом строится на харизме следователя, который непременно должен быть личностью приметной. Именно таким и является Анискин. Он ветеран не только милиции, но и Великой Отечественной войны. А, судя по возрасту, он вполне мог «захватить» ещё и гражданскую. Для деревни он больше, чем просто участковый. К его мнению прислушиваются, его уважают.
Анискин и ведёт себя соответствующе. Он щедр на советы и поучения, ко всем относится по-отечески. Несмотря на то, что в советском кино милиционеры, как правило, показаны как неукоснительные и дотошные блюстители буквы закона, Анискина нельзя назвать законником. На мелкие правонарушения он может и вовсе закрыть глаза, вместо разбирательства предпочтя воспитательную беседу.
Преступления, которые приходится расследовать Анискину, относительно безобидны. И это тоже одна из особенностей «Деревенского детектива» — никакой чернухи тут нет и близко. В первой части, например, у заведующего клубом украли баян. Да и то не из злого умысла, а по глупости.
«Деревенский детектив» был популярен у зрителей. В 1973 и 1978 годах появились его продолжения — «Анискин и Фантомас» и «И снова Анискин».
В дело вступает участковый Кравцов
В начале 2000-х годов на российском телевидении появилось своеобразное продолжение «Деревенского детектива». Продолжение, конечно, не официальное, а, скорее, идейное. Речь идёт о сериале «Участок», в котором главным героем также является участковый милиционер. Его зовут Павел Кравцов, а играет его Сергей Безруков. Ему, как и Анискину, приходится расследовать незначительные преступления односельчан.
Конечно, «Участок» сильно отличается от фильмов про Анискина. Тут ощущается влияние более поздних детективных картин. Так, авторы наделили участкового Кравцова загадочным прошлым — когда-то в городе он был крутым следователем, но испортил себе карьеру из-за излишней принципиальности... Знакомый ход, не правда ли?
Помимо этого, спектр тем и сюжетов, которые используются в «Участке», гораздо шире. Тут и чисто детективные серии, и мелодраматические житейские истории, и юмористические зарисовки.
Но при этом в «Участке» сохранилась определённая идеализация деревенской жизни, а также общий позитивный и добрый настрой ленты. Тут тоже нет никакой чернухи. В целом на фоне нынешних сериалов «Участок» воспринимается как глоток свежего воздуха.
Кстати говоря, в виде своеобразного привета «Деревенскому детективу» в «Участке» деревня называется Анисовкой. Кроме того, в сериал перекочевала и сюжетная линия о продавщице местного магазина, которая никак не может устроить своё личное счастье.
И ещё одна любопытная деталь. В «Участке» сыграл Александр Белявский. Здесь он исполнил роль местного богатея, который строит себе особняк в Анисовке. При этом он снимался и в картине «И снова Анискин», где ему досталась роль вора. Имена у героев, конечно, разные, но вполне можно было бы предположить, что это один и тот же персонаж.
Впоследствии вышло продолжение «Участка» — «Заколдованный участок». Но там уже речь шла не об участковом милиционере, да и это был не детектив, поэтому к теме нашей статьи эта лента отношения не имеет, хотя картина тоже получилась неплохая.