Сейчас модно обучать финансовой грамотности. Я прогулялся по цепочке школа-ВУЗ и поинтересовался чему же учат школьников и студентов.
Колледж
Недавно в одном из астраханских колледжей мне разрешили посидеть на занятиях по дисциплине "Экономическая и финансовая грамотность". Экономика не была профильным предметом для студентов. Финансовую грамотность им давали для общего развития, как культурологию. Мне повезло посетить два первых занятия курса финансовой грамотности. Можно было изучить весь курс. Но для общего представления и двух занятий хватило.
Первое занятие. Преподаватель коротко представился студентам и обсудил с ними что такое экономика, что такое макроэкономика, микроэкономика, что такое бизнес и какую роль бизнес играет в экономике. Для общего развития нормально. Но к финансовой грамотности этот академизм не имеет отношения.
Я ожидал, что на втором занятии преподаватель расскажет, что бизнес иногда принадлежит группе лиц - акционерам. Акционеры участвуют в управлении бизнесом, получают дивиденды. Акции можно купить или во время IPO или на бирже. В моей голове уже выстроилась логическая цепочка дальнейшего повествования.
На второе занятие я шёл с повышенным интересом. Интересно, насколько точно я угадал ход учебного процесса.
Вообще не угадал. Преподаватель рассказывал студентам про кривые спроса и предложения, про точку равновесия и про ценообразование. Студенты узнали, что спрос по-английски пишется, как "Demand", предложение - "Supply", равновесие - "Equilibrium", цена - "Price".
Какую практическую пользу извлекут вчерашние школьники из такой, извините, "финансовой грамотности"?
Школа
Затем я позвонил знакомой женщине - преподавателю по информатике одной из астраханских школ. Спросил ведётся ли у них в школе финансовая грамотность? Если да, то можно ли мне послушать? Учитель по информатике ответила, что несколько лет назад у них были такие занятия. Более того, она сама вела их.
- Ого. Что преподавала? Можно учебный план посмотреть?
-Да ничего не преподавала. Рассказывала, как брать кредиты, что вообще кредит - это хорошо. Только надо брать их разумно. Ну, и что такое процент по кредиту. Всё.
Это было несколько лет назад. Возможно, сейчас обучение в школах происходит иначе. У меня в школьной среде не так много знакомых, чтобы посещать уроки когда вздумается.
ВУЗ
Но зато у меня есть знакомцы в университете.
- Можно я посижу, послушаю?
-Посиди.
Дисциплина называлась не "финансовая грамотность", а как-то иначе. Но мне обещали, что про экономику и про финансовую грамотность там тоже будут говорить. Не обманули.
Студенты расселись за компьютеры. Среди прочего преподаватель изучал со студентами портал "Ваши финансы РФ", портал "Мои финансы", портал "финансовая культура", ещё некое учебное пособие по финансовой грамотности "Финуч" тоже из интернета - разработка какого-то столичного ВУЗа. В сущности все порталы - сборники статей с благими пожеланиями и добрыми советами. Но бедному студенту не объясняют, как применить на практике благие пожелания и добрые советы. Знания даны бессистемно и без практического уклона.
Чему научит ЦБР
Чего я ожидал от провинциальных учебных заведений, если сам Центробанк не способен полноценно обучать население финансовой грамотности. На ютуб канале центробанка финансовой грамотности обучают в странном разделе "Понятная экономика"?! Там таакие заголовки, что напрочь убивают желание изучать финансовую грамотность. Я не все ролики перечислю, только самые яркие в своей бесполезности.
"Почему никто не верит официальной инфляции" опубликовано 5 лет назад, 12 тыс. просмотров
"Денежно-кредитная политика"
опубликовано 6 лет назад, 175 тыс. просмотров
Что такое платежный баланс, и почему не надо бояться фразы «отток капитала»
опубликовано 4 года назад, 19 тыс. просмотров
"Как банк России удерживает инфляцию"
опубликовано 3 года назад, 9,5 тыс. просмотров. Это самый свежий образовательный материал. Видимо, три года назад Банк России утратил интерес к просветительской деятельности.
Канал не самый поганый. Здесь есть сносный юридический раздел. Есть рубрика "своими словами", в которой пересказывают простые вещи, вроде, что такое наличные деньги...
Есть какие-то вебинары для предпринимателей, интервью на злобу дня, которые интересно послушать, но грамотности они не добавляют.
А недавно меня угораздило пройти тестирование от Центробанка, чтобы узнать уровень своей финансовой грамотности. Называется тест "Финзачёт". По мнению составителей теста я показал знания на уровне автора блога "инвестиции на диване". Смешно пошутили. Почти угадали. В тесте были некоторые вопросы, на которые я не смог ответить. Например, какое приложение надо установить на смартфон, чтобы с его помощью расплачиваться в магазинах по QR-коду. У меня кнопочная Нокиа, и подобной ерундой нет смысла забивать голову. Был ещё вопрос про автомобильное страхование с фрашизой. У меня нет автомобиля. Езжу на маршрутках, или на таксистах. Пусть они изучают автмобильное страхование, а мне не надо. Ещё был некорректно заданный вопрос про НПФ. Смысл вопроса звучал так: "застрахованы ли Ваши средства, вложенные в НПФ?". Я ответил "Да", а правильный ответ звучал так: "всё, что вложили - застраховано, а доход на накопления - нет". Т.е. я ответил неправильно.
Теперь я знаю, что я - диванный инвестор, потому что не имею смартфона и автомобиля. Возможно надо чаще писать про страховки, про смартфоны и про НПФ.
К чему я тут плююсь ядом?
Приятная позиция. Стоять в белом фраке, тыкать во всех пальцем и презрительно кривить губы: "Фу, все дураки".
Ещё приятнее гордо произнести: "Никто не знает. Только я знаю, как правильно учить финансовой грамотности". Честно говоря, примерно так я хотел и закончить статью. Но полистал свои книжки и вдруг с ужасом осознал, что ни одна моя книга не содержит полного курса финансовой грамотности. Все они нужные, полезные, каждая книга хороша в своей узкой нише. Но у меня нет книги с полным, цельным и системным курсом финансовой грамотности. Пришлось снять белый фрак и поджать обвиняющий перст.
Сегодня 14 декабря 2022 года я решил написать полный курс финансовой грамотности. У меня есть один сайт на финансовую тематику. Сайт старенький. Я уже несколько лет его не обновлял. Но на нём хранится изрядное количество контента. Я веду три финансовых блога: на Дзене, на Пульсе и на Паблико. Я написал четыре книги на финансовую тематику. Теоретически из этой горы контента я смогу извлечь несколько десятков глав для новой книги. Самоплагиатом заниматься не будут. Что-то скомпилирую, что-то переработаю. Что-то напишу заново.
Торопиться не буду. У меня и других дел хватает. Но думаю, что худо-бедно, за год я управлюсь. В году 52 недели. Две недели на главу. 26 глав за год я должен сделать. Начну первого января. Сразу, как перестанут стучать новогодние куранты, я сяду писать. А пока две недели я займусь подготовительной работой. Составлю список предполагаемых глав, изучу, что уже сделано до меня. Да и просто обдумаю будущую книгу.
Время от времени фрагменты будущей книги я буду выкладывать здесь.
Чуть не забыл. Название книги я уже придумал: "Финансовый анархист. Курс финансовой грамотности".