Найти тему
PROШКОЛА Онлайн

Стандартизированные тесты для диагностики сенсорных нарушений

Оглавление
Какие тесты по сенсорной интеграции можно использовать в России, чтобы получить объективные данные о сенсорных нарушениях? Какие дисфункции можно увидеть с помощью разных тестов? Какие плюсы и минусы есть у стандартизованных в России тестах?

Об основных критериях, плюсах и минусах стандартизованных тестов рассказали здесь. А актуальную информацию о конкретных тестах по сенсорной интеграции собрали в статье ниже. Читайте, сохраняйте, отправляйте коллегам ⬇️

Варианты стандартизованных тестов по сенсорной интеграции

TSFI

Тест сенсорной функции у детей разработан в 1989 г. Джорджией ДеГанги и Стенли Гринспеном, применяется для определения сенсорных особенностей у детей с 4 до 18 месяцев.

Этот тест важно иметь тем, кто занимается ранним вмешательством, ранним развитием. Тест доступен также педиатрам, неврологам и является хорошим подспорьем в работе. В России используют переведённый вариант.

Тест имеет следующие субтесты:

  • реактивность при вестибулярной стимуляции: насколько ребёнок реагирует на изменение положения головы в пространстве;
  • реактивность при глубоком тактильном давлении – насколько сильно реагирует при глубоком давлении;
  • адаптивные моторные функции: насколько малыш может организовать тело, чтобы выполнить простое моторное действие;
  • визуально-тактильная интеграция: насколько быстро может почувствовать, что что-то прикоснулось к телу, и обратить на это внимание;
  • окулярно-моторный контроль: насколько ребёнок может следить за другими людьми или предметами.

В тесте есть три варианта результатов: стандартные баллы (ребёнок нейротипичен, не имеет трудностей в сенсорной интеграции), в зоне риска (есть показатели, что у ребёнка могут быть сенсорные трудности, требуются дополнительные исследования), нарушения.

-2

Так, проведя тест в ребёнком в 4 месяца, мы можем увидеть трудности:

  • сенсорная гипо- и гиперчувствительность (субтест на тактильную и вестибулярную реактивность);
  • нарушение постурального и моторного контроля (адаптивные моторные функции, окулярно-моторный контроль).

До 1,5 лет праксис, т.е. умение планировать действия, только формируется, поэтому в этих тестах нет тестирования на праксис.

SIPT

В России не представлен.

Тест на сенсорную интеграцию и праксис разрабатывался в 80-е годы Джин Айрес для детей от 4 лет до 8 лет 11 месяцев и был опубликован в 1989 г. В основу легли данные выборки более чем 2000 детей.

Тест состоит из 17 субтестов, требующих от детей выполнения заданий на:

  • визуальное восприятие и визуальный праксис;
  • моторных задач на имитацию и действий по вербальной команде;
  • тактильное и проприоцептивное восприятие;
  • вестибулярную, билатеральную интеграцию и праксис последовательных действий.
-3

Фото слева: проверяем , как ребёнок конструирует, может ли построить фигуру по образцу.

В центре – тест на визуальное восприятие.

В итоге после 17 субтестов обрабатываем информацию и получаем график (фото справа), на котором видны отклонения в обработке сенсорной информации: 0 – чаще всего встречаемое выполнение теста; -1 – есть трудности, ребёнок справляется хуже, чем обычно.

На графике по некоторым субтестам есть показатели -3. Это значит, что у ребёнка есть явные трудности, он не смог выполнить задание. Например, при тесте на локализацию тактильных стимулов ребёнок закрывает глаза, а специалист к нему прикасается. Ребёнок должен показать, где к нему прикоснулись. Если ребёнок не выполнил этот тест – у него выраженные трудности в тактильном восприятии.

Этот тест громоздкий, сложный в обработке, не имеет данных и стандартов для не англоязычных популяций. Поэтому на его место приходит EASI – он исследует все трудности сенсорной интеграции, кроме нарушения модуляции и нарушения восприятия запаха и вкуса.

EASI

Этот тест – оценка по сенсорной интеграции Айрес – разрабатывался для детей от 3 до 12 лет ученицами Айрес Зоей Мэллу, Дианой Пархам и Сьюзан Смит Ролей и был опубликован 28 сентября 2022. В настоящее время оценки основаны на «предварительных нормах» примерно 2300 детей, протестированных к 2021 году. Окончательные нормативные данные по более чем 6000 детям выйдут в 2023.

Содержит субтесты (20) практически на все виды сенсорных нарушений, кроме запаха и вкуса: сенсорное восприятие, праксис, зрительно-постурально-билатеральная моторная интеграция (умение следить за пространством, держать позу, работать двумя руками согласованно, строить движения согласно возрасту), сенсорная реактивность (есть ли гипо- или гиперчувствительность).

-4

Фото с мебелью – тест на визуальный праксис. Справа – тест на идеацию: ребёнку дали задание придумать много действий, которые он может делать со своим телом. Мальчик показывает, как он танцует, играет в футбол, кувыркается вперед-назад, прыгает, подпрыгивает, плавает, играет в хоккей, в баскетбол, забирается по веревке и т.п.). Потом мы оцениваем, сколько идей продемонстрировал ребёнок, насколько они разнообразны, как быстро он переходил от одной идеи к другой. Переводим в количество и примерно понимаем, насколько сохранна его идеация и нет ли трудностей с ней.

Этот тест можно использовать в русскоязычных странах, ему можно обучиться. В нём есть чёткие инструкции для детей. На каждый из субтестов есть инструкция, параметры выполнения и оценки для специалистов. Результат теста – график, по которому мы видим, есть ли у ребёнка трудности сенсорной интеграции и где.

Отметим, что тестирование – наиболее надежный инструмент диагностики сенсорных трудностей. Некоторые субтесты можно проводить с детьми с РАС.

*****

Если вы хотите:

👉 стать частью закрытого сообщества единомышленников;

👉 посещать онлайн и офлайн-лекции, практикумы, супервизии по сенсорной интеграции с экспертами из разных стран (Россия, Израиль, США);

👉 предоставить свои случаи для анализа с экспертами и совместного поиска решений,

– присоединяйтесь к Клубу по сенсорной интеграции. Увидеть программу, спикеров, а также забронировать место на 2 месяца можно по ссылке. До 23:59 мск 15 декабря действует специальная цена:

СМОТРЕТЬ ПРОГРАММУ КЛУБА

Материал подготовлен по лекции в рамках Закрытого Клуба «Стандартизованные методы диагностики по сенсорной интеграции» Сафронова Романа Афраимовича - эрготерапевта, тренера/эксперта DIR/Floortime, специалиста по сенсорной интеграции, сооснователя коррекционного центра «Вовремя».