Найти тему
В ЖИЗНИ И В КИНО

Мальчики в женских платьях на старинных портретах: кто их так одевал и как можно определить, где мальчик, а где девочка

Четыре портрета одного английского художника начала 17 века. На всех изображены мальчики в женских платьях. Почему в старину существовала традиция наряжать разнополых детей в одинаковую одежду, и почему именно в женскую?

Коллаж. Общественное достояние
Коллаж. Общественное достояние

Английский портретист Роберт Пик (1551-1619) стал придворным художником короля Якова I в 1603 году. И оставил для потомков ценные портреты королевской семьи и высших государственных сановников.

Так на первом портрете – сын сэра Эдварда Филмера, богатого аристократа и судебного чиновника. Всего у него родились 18 детей, все из которых (что невероятно для того времени) дожили до зрелых лет. 9 девочек и 9 мальчиков, но кто конкретно изображен на картине без подписи, неизвестно. Но это точно кто-то из сыновей.

Почему не дочь – об этом чуть позже.

Начало 17 в. Общественное достояние
Начало 17 в. Общественное достояние

Второй портрет подписанный, на нем изображен сын еще одного аристократа из окружения короля.

Начало 17 в. Общественное достояние
Начало 17 в. Общественное достояние

На третьей картине – отец и сын из еще одной благородной семьи. Взрослый мужчина одет в нормальную мужскую одежду, но мальчик почему-то в женском платье.

1612 г. Общественное достояние
1612 г. Общественное достояние

И наконец, на четвертом портрете – мать и дитя, супруга влиятельного королевского сановника и его старший сын. Всего в семье родились 14 детей и 8 из них пережили младенчество.

Начало 17 в. Общественное достояние
Начало 17 в. Общественное достояние

С эпохи Средневековья и вплоть до конца 19 века юные сыновья из благородных фамилий, одетые в женские платья, ни у кого не вызывали удивления. Одежды для маленьких мальчиков просто не существовало. Дети даже в богатых семьях донашивали старые платья своих выросших братьев и сестер.

Шить отдельную одежду для мальчиков и отдельную для девочек было непрактично. Тем более с учетом высокой детской смертности.

И только когда 7-8-летние сыновья приступали к обучению исконно мужским навыкам и умениям (чтение, фехтование, верховая езда), их и начинали одевать в мужскую одежду. Своего рода происходил обряд посвящения. Портретов мальчиков такого возраста и старше в женских платьях уже не найти.

А почему тогда для самых маленьких детей использовали именно женские платья, а не мужские костюмы. Историки считают, что дело в гигиене – в платье намного удобнее ходить на горшок. Для маленького ребенка – важнейший функционал.

Кроме того подшить для младшего брата платье намного проще, чем, например, штаны.

Портретов, где мальчики запечатлены в женских нарядах огромное количество. Многие из них подписаны, и мы точно знаем, кто изображен.

Но как определить, какого пола ребенок, если на полотне нет подписи. Как, например, на первой картине.

Общественное достояние
Общественное достояние

Как правило, историки и искусствоведы определяют пол ребенка сразу.

Часто подсказку дают гендерные аксессуары. Например, шпага, как на третьем портрете. Или мужские шляпы, как на первой, второй и четвертой картинах.

Коллаж. Общественное достояние
Коллаж. Общественное достояние

Юные дамы нередко держат в руках веер. Как и любая знатная женщина. Также у девочек практически всегда присутствуют украшения.

Вот, например, еще один портрет кисти Роберта Пика, на котором он изобразил 7-летнюю дочь короля, принцессу Елизавету. После замужества она стала Королевой Богемской, или же «Зимней королевой», потому что правила Богемией (Чехией) в течение всего одной зимы.

1603 г. Общественное достояние
1603 г. Общественное достояние

Но главное отличие мальчика в женском платье от девочки в прическе. У девочек либо длинные волосы, либо косы, либо вычурная прическа. У мальчиков всегда стрижка.