Сегодня предлагаю полистать вместе выпуск чудесного журнала "Советский экран" - номер, вышедший ровно 60 лет назад, в декабре 1962 года. К своему огромному стыду (я все же считаю себя кинолюбителем, с особым пристрастием к советским картинам) упомянутые в этом выпуске фильмы мне оказались не знакомы. Интересно, ведь в журнале об этих картинах говорили как о выдающихся или как о громких премьерах. Как же так? Давайте разбираться.
Кстати, вполне допускаю, что вы сейчас прочитаете и воскликните: "Автор, ну вы и незнайка. Все фильмы прекрасны, популярны, их все смотрели по многу раз". Что ж - в этом случае смиренно приму критику, так как она заслуженная.
Обложку журнала украсила очень красивая актриса - Кима Мамедова. Вот так сразу я начинаю свой путь позора. Я не знаю эту артистку. В статье "Советского экрана" ее восхваляют сразу за два фильма, вышедшие на экраны в 1962 года. Первый - это "Сказание о любви" ("Азербайджанфильм"). Эдакий вольный пересказ "Ромео и Джульетты", киноповесть о трагической любви между Махмудом и Лейлой. вторая работа Киры Мамедовой, за которой журнал "Советский экран" назвал ее лучшей актрисой месяца - "Телефонистка", которая рассказывает о сложных судьбах девушек, работающих на телефонной станции.
Листаю "Советский экран" за 1962 год дальше. И снова пробел в моих кинопознаниях - главной кинопремьерой декабря журнал назвал фильм "Люди и звери". Это история командира, который после плена и скитания по чужбине в течение 17 лет сталкивается с непониманием близких и пытается найти себе новый дом. Садится в машину и едет, куда глаза глядят, и по пути подвозит двух женщин - им и рассказывает о своей судьбе, через что прошел. В этом фильме снялись настоящие бриллианты нашего кинематографа - Николай Еременко ст., Тамара Макарова, Жанна Болотова, Сергей Никоненко. Учитывая такой актерский состав, удивительно, что я только сейчас узнала об этом фильме. К тому же фильм получил приз на Венецианском кинофестивале.
Лучшим детским фильмом, вышедшем в декабре 1962 года, "Советский экран" назвал "Мы вас любим". И вновь - в первый раз слышу о таком фильме. Это сборник киноновелл, в котором дети вынуждены принимать важные решения, делать моральный выбор. Например, в первой новелле рассказывается о том, как мальчик нашел чужой кошелек, но потерял игрушку. Ему нужно выбрать - вернуться и отдать деньги, чтобы получить любимую игрушку или все же оставить кошелек себе. Сценаристом для всех новелл этого фильма выступил Сергей Михалков - ого!
Главной мульт-премьерой декабрьский "Советский экрана" назвал "Самоделкина спортсмена". Ну вы поняли, что и тут я полный профан - этого мультика я никогда не смотрела.
Еще в журнале был опубликован репортаж о съемках фильма "Путешествие в апрель" (правда на экраны он вышел не в 1962-м, а годом позже). В статье уделяется внимание блистательной игре дебютанта - молодого выпускника щукинского училища Александра Збруева. Тут я удивилась, так как думала, что самым первой ролью Збруева была работа в "Мой младший брат" (его я как раз смотрела пару раз). А оказывается все же дебютировал актер именно в "Путешествии в апрель", а "Брат" снимался позже, просто он первым вышел на экраны. Надо бы все же посмотреть это "Путешествие в апрель". Уж больно хорош там молодой Збруев, даже по кадрам видно. Да и сюжет такой романтичный - юноша случайно выходит из поезда не на своей станции и встречает девушку, из-за которой передумывает ехать дальше.
Кстати, не могу не отметить, как советский журнал 1962 года восхваляет любую советскую кинокартину, но в пух и прах разносит иностранные фильмы. Например, в рассматриваемом мною номере журнала вышла статья про американскую комедию "Приключения Гекльберри Финна", которую в то время показывали в советских кинотеатрах. Но кинокритика оказалась очень суровой. Вот лишь небольшая часть из той статьи.
Будет очень любопытно послушать и вас - стали ли для вас удивлением фильмы, которые "Советский экран" назвал главными в декабре 1962 года, видели ли вы их?