Частый тезис, который можно услышать со стороны противников Linux и свободного ПО состоит в том, что невозможно делать что-то качественно и при этом бесплатно. В новом посте-болталке хочу поднять эту тему, изложить обе точки зрения, выразить свое мнение и выслушать мнения подписчиков и читателей.
Одна сторона монеты
Логика тех, кто считает, что бесплатное и свободное ПО априори хуже коммерческого и проприетарного проста: человек, который получает за свою работу деньги делает работу качественнее того, кто работает бесплатно. Поэтому условный GIMP хуже Adobe Photoshop, офисный редактор Libre хуже Microsoft Office, игры под Windows это ААА-проекты за которыми стоят крупные издатели и студии, игры под Linux сделаны на коленке инди-разработчиками.
Другая сторона монеты
Эта позиция, которой придерживаюсь я. Во-первых, бесплатное и свободное ПО не означает, что его разработчики работают на голом энтузиазме и за «спасибо» от сообщества. Может это было так на заре становления Linux, когда бородатые программисты-самоучки получали удовольствие только от процесса, но сейчас даже в Opensource пришли законы рынка, которые гласят, что любая работа должна быть оплачиваемая. Те, кто участвуют в создании свободного программного обеспечения являются такими же программистами, инженерами, маркетологами, как сотрудники любой крупной корпорации. Они получают зарплату, у них есть соцпакет и оплачиваемый ежегодный отпуск.
Во-вторых, если мы говорим про небольшие команды, то они получают гранты, пожертвования от сообщества и крупных компаний (той же Microsoft, например).
В-третьих, вопрос интереса к разрабатываемому продукту никто не отменял и подчас человек, увлеченный работой делает ее в несколько раз лучше того, кто просто отсиживает на рабочем месте от звонка до звонка и получает в конце месяца зарплату.
В-четвертых, нет прямой связи между получаемой зарплатой и качеством работы, так как офисная рутина и корпоративная среда могут приводить к тому, что человек быстро сгорает и в итоге даже за большие деньги делает все некачественно.
В-пятых, системы и софт по-прежнему пишут люди, которым свойственно ошибаться и поэтому даже коммерческие продукты на стадии релиза имеют громадное количество ошибок, багов и пр., несмотря на то, что в разработку были вложены громадные средства.
Какую позицию поддерживаете вы? Действительно ли все, что делается бесплатно и то, что не создано для заработка всегда будет по качеству платным коммерческим продуктам? Напишите об этом в комментариях, подискутируем.