Найти тему
Ваш Реставратор

Не судить по обложке, или все о старинных издательских переплетах

Какое-то время назад мы писали о том, что такое владельческий переплет (вот здесь) – именно желание заменить невзрачную издательскую обложку на нечто утонченное и привлекательное вело книговладельцев в многочисленные переплетные мастерские.

-2

Именно в издательской обложке к нам пришла и сегодняшняя книга – “Другъ детей съ 8-ю картинами” 1865 года издания. Перед мастерской стояла задача не просто создать владельческий переплет, но сделать его максимально соответствующим эпохе выхода книги – середине XIX века.

Для решения задачи была задействована наша коллекция старинных материалов, которые и были использованы для создания новой старинной обложки для этой замечательной книги.

А сейчас вернемся к издательским обложкам. Типографских мощностей хватало на массовую печать книг; создание же красивых и качественных переплетов тогда еще не было автоматизировано, и издательство не успевало одеть каждый выпущенный том в достойную обложку. Поэтому типографии ограничивались безыскусными бумажными обложками с указанием на ней названия книги и иногда – автора. Обложка делалась из цветной – в основном из синей – бумаги хорошей плотности и толщины.

-5

К своему современному виду обложка пришла с расширением книжной торговли как сферы городской жизни. Если раньше издательские обложки несли информационную и защитную функцию, то теперь, когда книги заняли место на прилавках и в витринах, добавилась и рекламная функция. Книга должна была себя продавать благодаря оформлению переплета в том числе.

-6

Сначала на наборных бумажных обложках можно было увидеть лишь текст – информацию с титульного листа. Затем постепенно добавлялись рамки, виньетки и прочий декор. Со временем на обложках появились художественные композиции. В первой четверти XIX столетия в оформительский арсенал добавились гравюры и литография.

-7

Расцветом наборной обложки можно считать эпоху Пушкина: издатели изобретали новые решения, разбавляли черно-белую стандартную гамму цветами, придумывали новые орнаменты и техники.

К концу столетия оформители передали отрисовку обложек художникам, а техника фотомеханики расширила диапазон возможностей.

-8

А какие обложки нравятся вам?

Хотите продлить жизнь вашим бесценным артефактам? Приглашаем Вас в нашу мастерскую!

Подписывайтесь на нас в: 👉 Instagram 👉 YouTube 👉 Facebook👉 Telegram