Что такое информация?
Понятие «информация» происходит от латинского «informatio» – сведения, разъяснения, изложение. Обычно под информацией подразумевают любые данные или сведения, которые кого-либо интересуют.
Как и любое другое понятие, информация может разделяться на виды по некоторым критериям, которые мы сейчас рассмотрим.
В процесс обмена информацией могут вступать различные объекты: как живые, так и неживые. Именно это и первый критерий классификации - по объектам информационного взаимодействия:
• Человек — человек;
• Человек — автомат;
• Автомат — автомат;
• Обмен сигналами в животном и растительном мире;
• Передача признаков от клетки к клетке;
• Передача признаков от организма к организму.
По способу восприятия информация разделяется в связи с наличием пяти органов чувств:
• Визуальная — воспринимаемая органами зрения;
• Звуковая — воспринимаемая органами слуха;
• Тактильная — воспринимаемая тактильными рецепторами;
• Обонятельная — воспринимаемая обонятельными рецепторами;
• Вкусовая — воспринимаемая вкусовыми рецепторами.
Информация может быть представлена в самых разных видах и формах, поэтому по форме представления, в основном, она бывает:
• Текстовая — передаваемая в виде символов, предназначенных обозначать лексемы языка;
• Числовая — в виде цифр и знаков, обозначающих математические действия;
• Графическая — в виде изображений, предметов, графиков;
• Звуковая — устная или в виде записи и передачи лексем языка аудиальным путём;
• Видеоинформация — передаваемая в виде видеозаписи.
По видам назначения она так же бывает разная ввиду существования разных целевых аудиторий:
• Массовая — содержит тривиальные сведения и оперирует набором понятий, понятным большей части социума;
• Специальная — содержит специфический набор понятий, при использовании происходит передача сведений, которые могут быть не понятны основной массе социума, но необходимы и понятны в рамках узкой социальной группы, где используется данная информация;
• Секретная — передается узкому кругу лиц и по закрытым (защищённым) каналам;
• Личная (приватная) — набор сведений о какой-либо личности, определяющий социальное положение и типы социальных взаимодействий внутри популяции.
Существует несколько видов её значения:
• Актуальная — информация, ценная в данный момент времени;
• Достоверная — информация, полученная без искажений;
• Понятная — информация, выраженная на языке, понятном тому, кому она предназначена;
• Полная — информация, достаточная для принятия правильного решения или понимания;
• Полезная — полезность информации определяется субъектом, получившим информацию в зависимости от объёма возможностей её использования.
Что ж, мы разобрались с классификацией информации, поэтому стоит перейти к её основным свойствам:
1. Объективность и субъективность – понятие объективности является относительным, так как методы являются субъективными.
2. Полнота – характеризует качество информации и определяет достаточность данных для принятия решений или для создания новых данных на основе имеющихся.
3. Достоверность – показатель качества информации, означающий её полноту и общую точность.
4. Доступность — мера возможности получить ту или иную информацию.
5. Актуальность — степень соответствия информации текущему моменту времени.
6. Защищенность — невозможность несанкционированного использования или изменения.
7. Эргономичность — удобство формы или объема с точки зрения потребителя.
8. Новизна – информация обладает новизной, если её смысловое содержание отличается от смыслового содержания ранее имевшейся информации.
9. Краткость – логичность, компактность, удобная форма представления облегчает понимание и усвоение информации. Она воспринимается гораздо лучше, если она представлена с допустимой степенью сжатости, без лишних деталей. Краткость информации незаменима в справочниках, энциклопедиях, инструкциях.
Информация существует только в момент протекания информационного процесса. Характерной особенностью информации, отличающей её от других объектов природы и общества, является то, что на её свойства влияют свойства данных, составляющих её содержательную часть, и свойства методов, взаимодействующих с данными в ходе информационного процесса. Важно помнить о том, что информация может быстро устареть или утратить некоторые из своих свойств.
Методы получения информации.
Если посмотреть вокруг, то можно заметить, что человек получает информацию в самых разных условиях, ситуациях и из различных источников. Но что если разделить эти методы, скажем, на две или три большие группы? Мы получим научные и социологические методы. Итак, рассмотрим первые.
Научные методы получения информации группируют по двум признакам: по назначению (выделяют методы сбора фактического материала и его теоретической интерпретации), по уровню проникновения в сущность (выделяют эмпирические методы).
Общие методы научного познания делятся на три большие группы:
1. Теоретические методы:
• Восхождение от абстрактного к конкретному – получение знаний о целом или его частях на основе знаний об абстрактных проявлениях в сознании, мышлении;
• Идеализация – получение знаний о целом и его частях путём представления в мышлении целого и частей, не существующих в действительности;
• Формализация – получение знаний о целом и его частях с помощью языков искусственного происхождения (формальное описание);
• Виртуализация – получение знаний о целом и его частях с помощью искусственной среды, ситуации.
2. Эмпирико-теоретические методы существуют на стыке теории и практики:
• Абстрагирование – выделение наиболее важных для исследования свойств, сторон исследуемого объекта, процесса, явления и игнорирование несущественных и второстепенных;
• Анализ – разъединение целого на части с целью выявления их связей;
• Декомпозиция – разъединение целого на части с сохранением их связей с окружением;
• Синтез – соединение частей в целое с целью выявления их взаимосвязей;
• Композиция – соединение частей целого с сохранением их взаимосвязей с окружением;
• Индукция – получение знания о целом на основе знаний о частях;
• Дедукция – получение знания о частях на основе знаний о целом;
• Моделирование, использование приборов – получение знания о целом или о его частях с помощью модели и приборов;
• Исторический метод – поиск знаний с использованием предыстории, реально существовавшей или же мыслимой;
• Логический метод – поиск знаний путём воспроизведения частей, связей или элементов в мышлении;
• Макетирование – получение информации по макету, представлению частей в упрощённом, но целостном виде;
• Актуализация – получение информации с помощью перевода целого или его частей из статического состояния в динамическое;
• Визуализация – получение информации с помощью наглядного или визуального представления состояний объекта, процесса, явления.
3. Эмпирические методы:
• Наблюдение – сбор первичной информации об объекте, процессе, явлении;
• Сравнение – обнаружение и соотнесение общего и различного;
• Измерение – поиск с помощью измерительных приборов;
• Эксперимент – преобразование, рассмотрение объекта, процесса, явления с целью выявления каких-то новых свойств
Кроме этого, также к эмпирическим методам получения информации относится опрос, интервью, тестирование.
Перейдем к социологическим методам. Их подразделяют на количественные и качественные исследования. Первые выполняются путем подсчетов признаков при наблюдениях и экспериментах, при опросах. Вторые включают сбор, анализ и интерпретацию данных путем наблюдения за тем, что люди делают и говорят.
Методы наблюдений. Базу качественных исследований составляют методы наблюдений. Большинство из них основано на подходах, разработанных психологами.
Все способы проведения наблюдений определяются следующими подходами к их осуществлению:
1. Прямое наблюдение предполагает непосредственное наблюдение за поведением.
2. Непрямое наблюдение направлено на изучение результатов определенного поведения, не на само поведение.
3. Открытое наблюдение предполагает, что люди знают о том, что за ними наблюдают, например, при проведении экспериментов.
4. Скрытое наблюдение. Присутствие наблюдателей влияет на поведение наблюдаемых, поэтому часто предпочтительно скрытое наблюдение.
5. Структурированное наблюдение: наблюдатель заранее определяет, что он будет наблюдать и регистрировать.
6. Неструктурированное наблюдение: наблюдатель фиксирует в изучаемом эпизоде все виды поведения, используется при проведении поисковых исследований.
Для успешного проведения наблюдений должны выполняться следующие условия:
· должны осуществляться за относительно короткое время;
· наблюдаемые процессы и явления должны быть доступными для этого;
· наблюдениям следует подвергать только такое поведение, в основе которого не лежит часто повторяющаяся, систематическая деятельность.
Обычно метод наблюдений используют совместно с другими методами. Полученные в этом случае результаты дополняют друг друга.
Метод фокус-группы. Можно выделить три главные цели применения метода фокус-группы: генерация гипотез, изучение разговорного словаря, эмоциональных и поведенческих реакций, улучшение понимания данных, собранных при проведении количественных исследований.
Обычно работу группы записывают с помощью аудио- и видео-технических средств, а её результаты являются основанием для проведения количественных исследований. Оптимальное количество человек, входящих в фокус-группу — от 8 до 12 человек. Состав группы подбирают в соответствии с целями исследования. Успешность работы фокус-группы во многом зависит от эффективности деятельности ведущего — модератора, который на основе глубокого понимания целей и задач дискуссии управляет ею без прямого вмешательства в неё.
При анализе результатов работы группы важно перевести высказывания участников дискуссии на язык категорий и понятий обсуждаемой темы и определить степень согласованности их мнений.
Глубинное интервью. Заключается в последовательном задании квалифицированным интервьюером респонденту нескольких наводящих вопросов, в целях понимания, почему члены определенной группы ведут себя определенным образом или что они думают об определенной проблеме. Респонденту задают вопросы по исследуемой теме, на которые он отвечает в произвольной форме.
При проведении интервью необходимо добиться благожелательной атмосферы при общении с опрашиваемым, чтобы помочь ему высказаться, рассеять его беспокойство, которое может помешать установлению контакта, вернуть беседу к пропущенному или недостаточно освещенному вопросу.
Результаты интервью оформляются в виде протоколов, которые позволяют суммировать данные и провести их анализ индивидуальных опросов в итоговый отчет.
Проекционные методы. При использовании проекционных методов респондентов помещают в определенные имитируемые ситуации в надежде на то, что они выскажут такую информацию о себе, которую невозможно получить при проведении прямого опроса.
Виды проекционных методов:
· Ассоциативные методы. Они включают ассоциативные беседы и словесные ассоциации.
· Испытание при помощи завершения предложений. Заключается в предоставлении респонденту незаконченного предложения, которое он должен завершить своими словами.
· Тестирование иллюстраций, рисунков. Заключается в том, что участники исследования демонстрируют определенную иллюстрацию, рисунок, фотографию, изображающую людей, поставленных в типичную ситуацию. Субъекта просят описать эту ситуацию. Исследователь анализирует содержание этих описаний с определения чувств, реакции, вызываемых данной иллюстрацией.
· Разыгрывание ролей. Испытуемым предлагают войти в роль одного из участников определенной ситуации — соседа, сослуживца и описать их действия в изучаемой ситуации.
· Ретроспективные беседы. В ходе такой беседы просят вспомнить некоторые сцены или действия, показательные для области, которую хотят изучить.
· Беседы с опорой на творческое воображение. Методика проведения беседы состоит в том, чтобы энергично побуждать человека представлять свои реакции, чувства, поведение, которые были бы ему присущи, если бы он находился в подобной ситуации.
Методы опроса. Заключается в сборе информации путем прямого задания людям вопросов относительно уровня их знаний, предпочтений, мотивов, отношений.
При проведении опроса группу опрашиваемых можно обследовать однократно или многократно. Информация от респондентов собирается тремя способами: интервьюер фиксирует ответы респондентов, вопросы задают с помощью компьютера, респонденты самостоятельно заполняют анкеты.
Для сбора данных разрабатывают анкеты — вопросники. Информацию для их заполнения собирают путем проведения измерений, суть которых будет охарактеризована далее.
Панельный метод опроса. Панель — это выборочная совокупность опрашиваемых единиц, подвергаемых повторяющимся исследованиям, причем предмет исследования остается постоянным.
Все виды панелей подразделяют по времени существования, характеру изучаемых субъектов, характеру изучаемых проблем, методам получения информации.
Способы сохранения информации.
Хранение информации — это способ распространения информации в пространстве и времени, который зависит от ее носителя и в ходе которого она остаётся неизменной.
Хранение информации не может осуществляться без физического носителя. Носитель информации ‒ физическая среда, непосредственно хранящая информацию. Носителем может быть: материальный предмет, вещество в различных состояниях, волна различной природы.
Существует множество различных способов, чтобы хранить информацию и классифицируют их в две категории: физические и цифровые.
Рассмотрим физические накопители. В первую очередь, это, конечно, память человека. Память можно толковать как способность мозга удерживать и добровольно восстанавливать информацию. Другими словами, это способность, которая позволяет нам вспоминать произошедшие события, мысли, ощущения, понятия и взаимосвязь между ними. Информация, которая хранится в памяти отдельного человека, недоступна другим людям, и в этом заключается её преимущество. Но большой объём данных, сохранённый в памяти, может быть утерян с течением времени, что в некоторых случаях становится большой проблемой.
Когда информации, окружающей человека, стало очень много, и он оказался не в силах ее запомнить, возникла письменность. Носителем, имеющим наиболее массовое употребление, до сих пор остается бумага. Она была изобретена в 11 веке н. э. в Китае и служит людям вот уже 19 столетий. Печатное слово начало политические и религиозные революции после того, как печатаемые в больших количествах книги начали попадать в руки публики. Значит, сохранённой на носителе информацией может пользоваться уже не один человек.
Технологии производства черно-белой пленки проверены временем. Они практически не меняются, поэтому можно с уверенностью утверждать, что материалы сохранятся на протяжении длительного времени. Можно использовать как обычную бумагу для фотопечати, так и профессиональную. Существенный недостаток в работе с фотопленкой – относительная высокая стоимость её самой и оборудования.
Хранение очень больших объемов информации оправдано только при условии, если поиск нужных данных можно осуществить достаточно быстро, а сведения получить в доступной форме. Поэтому человечеством были созданы электронные и цифровые носители информации.
Самый быстрый способ запомнить данные - это записать их в электронные микросхемы. Такая память называется оперативной памятью. Оперативная память состоит из ячеек. В каждой ячейке может храниться один байт данных.
Ленточные накопители являются универсальным, доступным, дешевым и, как следствие, предпочтительным средством защиты целостности данных. Они в основном используются компаниями, которые хранят большой объем архивных файлов, когда не нужно быстро получать к ним доступ. Самый яркий пример такого накопителя – магнитная лента.
Дисковые накопители относятся к машинным носителям с прямым доступом. Понятие прямой доступ означает, что ПК может «обратиться» к дорожке, на которой начинается участок с искомой информацией или куда нужно записать новую информацию.
Дискета - портативный магнитный носитель информации, используемый для многократной записи и хранения данных сравнительно небольшого объема. Некоторое время назад дискеты были самым популярным средством передачи информации с компьютера на компьютер, так как интернет в те времена был большой редкостью, а устройства для чтения-записи компакт-дисков стоили очень дорого. Сейчас же дискеты исчезли из оборота массового использования, так как возможный объём памяти для хранения очень мал и не надёжен.
Жёсткий магнитный диск – HDD, или винчестер. Самое распространенное устройство для хранения информации. Жесткие диски могут быть внутренними (устанавливаются внутрь корпуса) и внешними (присоединяются к устройству с помощью USB-кабеля). по внутренним своим составляющим имеет немало преимуществ: очень высокая надежность хранения информации, большой объем для хранения данных, высокая скорость записи и удаления информации, но внешние обстоятельства могут пагубно повлиять на диск и способствовать утере данных.
Оптические диски имеют обычно поликарбонатную или стеклянную термо обработанную основу: CD, DVD и магнитные диски типа RW. В настоящее время оптические диски являются наиболее надёжными и дешёвыми материальными носителями документированной информации, записанной цифровым способом. Тем не менее, оптические диски могут хранить очень ограниченный объём информации, которую нельзя перезаписать.
Все рассмотренные ранее носители косвенно связаны с электроникой, однако имеется вид носителей, где информации хранится не на магнитных/оптических дисках, а в микросхемах памяти. Эти микросхемы выполнены по FLASH-технологии, поэтому такие устройства иногда называют FLASH-дисками (в народе просто «флэшка»).
Термин «хранилище» может относиться как к данным пользователя в целом, так и к интегрированным системам аппаратного и программного обеспечения, используемым для сбора, управления и определения приоритетов данных.
Локальные хранилища – традиционный метод хранения данных, при котором компании предоставлен доступ к управлению и владению серверами.
Набирают популярность облачные технологии хранения данных. Информация закрепляется на многочисленных, распределённых в сети серверах, при этом пользователи не видят структуру серверов, они работают в облаке – одном большом виртуальном сервере.
Пятимерное (5D) хранилище представляет собой новую разработку, где используются диски из плавленого кварца, которые могут кодировать данные в трех стандартных измерениях (ширина, длина, глубина) и двух оптических измерениях.
Так, мы рассмотрели понятие и классификацию информации, познакомились с методами её получения и их описанием с научной точки зрения, а также разобрали основные способы её сохранения.