Найти тему

В Самару! Дом Коммерческих Собраний - триумф студента-неудачника и купеческая любовь к музыке

В 1878-м году купец 1-ой гильдии и потомственный почетный гражданин Самары Николай Федорович Дунаев решил построить для своей семьи новый дом.

"Петербургское" сочетание цветов - белый декор на стене цвета охры
"Петербургское" сочетание цветов - белый декор на стене цвета охры

Предыстория такова. Николай Дунаев, «2-й гильдии купеческий сын Костромской губернии», перебрался в Самару не позже 1864-го года (первое упоминание в реестрах налогоплательщиков), а 19 ноября 1870-го указом самарской казенной палаты был причислен к первой купеческой гильдии. Имел в Самаре два пивоваренных завода, один водочный, занимался добычей и продажей артезианской воды из собственных скважин, сдавал в аренду сад на Вокзальной площади и владел несколькими домами.

Фото 40-х годов прошлого века. парапетные столбики и ажурная ограда на крыше еще на месте
Фото 40-х годов прошлого века. парапетные столбики и ажурная ограда на крыше еще на месте

В середине 1870-х приобрел еще одно усадебное место – на пересечении Дворянской (Куйбышева) и Москательной (Льва Толстого) с деревянными строениями. Пожар 1877-го года все деревянные строения на усадьбе уничтожил. Но дела у Дунаева шли, надо думать, хорошо, поскольку главный будущий конкурент –пивной король фон Вакано – в Самару еще не приехал, так что Николай Федорович задумал новое строительство, причем по проекту столичных зодчих. Обратившись в Петербургское общество архитекторов, 26 февраля 1878-го года объявил конкурс проектов своего будущего особняка.

Николай Федорович Дунаев
Николай Федорович Дунаев

В требованиях заказчика перечислялись размеры и состав помещений – зала, гостиная, хозяйский и «дамский» (с цветником) кабинеты, контора, спальни хозяина и хозяйки, две детские, комната для родственников, для гувернантки, для горничной, классная, а также ванная, две кухни с чуланами, кладовые и дровяники. Отдельно стоящими заказывались баня с парильней, прачечная с сушкой, каретный сарай, конюшня, два амбара, два ледника и коровник на 6 коров. На работу отводился ровно месяц.

Прекрасный фасад с мезонином со стороны ул. Куйбышева. А внутри усадьбы находился коровник на 6 коров!
Прекрасный фасад с мезонином со стороны ул. Куйбышева. А внутри усадьбы находился коровник на 6 коров!

В состав жюри вошли известные зодчие того времени, а проекты по условиям конкурса представлялись «безымянно» - под девизами. За лучшие работы были назначены внушительные премии. Через месяц жюри, рассмотрев 10 поданных проектов, единогласно присудило третью премию проекту под девизом «Мене, текел, фарес», вторую – проекту «Без оглядки», а главную - проекту под девизом «Удастся — квас, не удастся — кислые щи».

"Ренессансный" прием - фасад декорирован глубоким рустом, имитирующим каменную кладку
"Ренессансный" прием - фасад декорирован глубоким рустом, имитирующим каменную кладку

Кто же стал победителем конкурса? Молодой и доселе неизвестный архитектор Александр Гронвальд. Родился в 1845-м, в 16 лет поступил в Петербургскую Академию художеств, но, проучившись там 11(!) лет, был отчислен «за малые успехи». Год спустя все же закончил Академию со званием «классного художника 3-й степени». Что означало для Гронвальда получение победной премии? Означало профессиональную реабилитацию и настоящий триумф, поскольку среди проигравших конкурсантов были его бывшие преподаватели-академики!

Со стороны ул. Льва Толстого ("Все дома России")
Со стороны ул. Льва Толстого ("Все дома России")

Победа явилась заслуженной потому, что молодой зодчий точнее других выполнил программные требования заказчика, но главное – его проект давал ощущение ясности и разумного порядка жизни будущих обитателей. Одноэтажный дом с мезонином зрительно выглядел достаточно «легким», пропорции стен и оконных проемов были гармоничны, ритмичное чередование горизонтальных и вертикальных линий при отсутствии жесткой симметрии структуру упорядочивало. Композиционной находкой была виднеющаяся поверх правого крыла часть мезонина с тремя окошками и ажурным ограждением на крыше, а общий облик создавал чувство праздника и надежды.

-7

В новом особняке семья Дунаева прожила несколько лет. А потом звезды сошлись так, что, с одной стороны, красоту и местоположение усадьбы оценило местное купечество, желавшее иметь собственный клуб (называемый Коммерческим собранием). С другой стороны финансовое положение Дунаева отчасти ухудшилось, поскольку к этому времени пивзавод Вакано начал набирать обороты и теснить конкурентов. Как обычно бывает в таких случаях, Николаю Дунаеву сделали предложение, от которого он не смог отказаться, и неоренессансный особняк, построенный по «столичному» проекту, был сдан в аренду Коммерческому собранию.

Сейчас в доме Дунаева находится Департамент по управлению персоналом и кадровой политике
Сейчас в доме Дунаева находится Департамент по управлению персоналом и кадровой политике

Тут хочется сказать, что самарское купечество при использовании особняка проявил себя в слегка неожиданной роли больших любителей и ценителей музыки. Вообще-то купцы, традиционно не жалевшие средств на содержание церковных хоров, хорошо разбирались в вокальном жанре, охотно приглашали известных певцов и список выступавших здесь знаменитостей был обширным. Приезжали в Самару и тогдашние пианисты-виртуозы. Поскольку выступления известных мастеров требовали соответствующего инструментария, Совет старейшин Коммерческого собрания выписал из Лейпцига в 1898 году лучший в то время рояль фабрики «Bluthner».

Композицию фасадов завершает широкий венчающий карниз
Композицию фасадов завершает широкий венчающий карниз

Выступали в залах Коммерческого собрания и ансамбли балалаечников, вызывавшие восторг публики и негодование прессы, и парижский ансамбль старинных музыкальных инструментов, исполнявший на виолах музыку 16 - 18-го веков.

Отдельная страница истории Коммерческого собрания – дружба с музыкальным училищем, открывшемся в доме купца Жоголева практически через дорогу. Зал для проведения ученических концертов предоставлялся с большой скидкой, выпускные вечера проходили бесплатно. Активное использование залов Коммерческого собрания под концерты продолжалось до тех пор, пока не закончилось строительство театра-цирка «Олимп».

использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете