Найти тему
Коротко и по делу

Россия против Европы: кто выигрывает энергетическую войну...

Оглавление

Одной из самых устойчивых фраз Владимира Ленина, касающихся политической власти, была “кто кого?” то есть, “кто победит кого?” Этот же вопрос часто задают в связи с продолжающейся энергетической войной, вызванной началом конфликта между Россией и Украиной в феврале 2022 года.

Энергетическая битва с Россией закончится поражением Европы...
Энергетическая битва с Россией закончится поражением Европы...

Нынешний энергетический кризис, отмеченный самыми высокими ценами на топливо и электроэнергию с 2020 года, официальными санкциями и добровольным уходом корпораций, перебоями в поставках и перенаправлением потоков, самым непосредственным образом затронул Россию и Европу, хотя он также оказал значительное влияние на другие страны, неэнергетические товары и услуги и дипломатические связи.

Некоторые аналитики заявляют, что Россия выигрывает энергетическую войну; другие возражают не только, что это “миф”, но и что России грозит “экономическое забвение”. Кто прав?

Ответ зависит от временного горизонта: в краткосрочной и среднесрочной перспективе Россия будет выглядеть как победитель благодаря своей экономической устойчивости, несмотря на снижение объемов продаж энергоносителей и западные санкции, в то время как Европа заплатит высокую цену за свою задержку в отказе от зависимости от российского ископаемого топлива.

Но в долгосрочной перспективе может быть стоит ожидать, что Россия придет в упадок как энергетическая сверхдержава из-за структурных проблем, преследующих этот сектор, в то время как Европа выиграет от удвоенных усилий по отказу от российской энергии, внедрению местных возобновляемых и низкоуглеродных источников энергии и общему сокращению энергопотребления.

Американские эксперты: Благодаря санкциям доходы России от продажи нефти и газа будут рекордными
Американские эксперты: Благодаря санкциям доходы России от продажи нефти и газа будут рекордными

Не столь победоносная энергетическая траектория России

До сих пор Россия доказывала свою экономическую устойчивость. Доходы Москвы от экспорта нефти и газа на данный момент в основном не изменились. Это связано с высокими ценами на эти товары на мировом рынке и тем фактом, что крупнейший потребитель России, Европейский Союз, продолжает покупать российское ископаемое топливо в преддверии частичного запрета, который должен вступить в силу в конце года.

Финансовая осмотрительность России в течение последних нескольких лет и контроль за движением капитала после вторжения также обеспечили ее крупными финансовыми резервами для увеличения пенсий, социальных выплат и зарплаты государственных служащих, частично компенсируя инфляцию.

Подчеркивая эти успехи, прогнозируемое сокращение ВВП России на 2022 год было пересмотрено всеми крупными западными и российскими институтами до диапазона от 3,4% до 5%, что далеко от прогноза от 8% до 15% вскоре после вмешательства центрального банка России и Института международных финансов, соответственно.

Однако “победа” России, вероятно, будет недолгой. Отчасти это связано с тем, что Россия фактически прекратила экспорт собственного газа в ЕС в сентябре 2022 года, а также с тем, что санкции ЕС приведут к прекращению закупок российской сырой нефти морским путем и всех нефтепродуктов, начиная, соответственно, с 5 декабря и 5 февраля.

Россия получит 586 млрд рублей дополнительных доходов от продажи нефти и газа
Россия получит 586 млрд рублей дополнительных доходов от продажи нефти и газа
Поскольку, по некоторым подсчетам, ЕС обеспечивал 54% доходов России от экспорта ископаемого топлива за первые шесть месяцев конфликта, предстоящее эмбарго сократит как экспортные доходы России, так и ее способность финансировать конфликт на Украине.

Уже есть предварительные признаки снижения объемов российского экспорта нефти с октября и снижения поступлений от нефти и газа в августе, несмотря на более высокие цены на нефть по сравнению с годом ранее.

Даже собственное министерство финансов России ожидает снижения объемов добычи нефти на 7-8% в 2023 году по сравнению с 2022 годом.

Производство российского угля, другого крупного энергетического экспорта, может упасть на 6-17% в 2022 году из-за европейского запрета на импорт, действующего с августа, и из-за падения спроса в России на промышленную сталь в строительстве и алюминий в автомобилестроении.

Кроме того, структурные проблемы, присущие энергетическому сектору России, со временем станут более очевидными.

Во-первых, нефтяная промышленность России находится в долгосрочном упадке. Например, ее запасы сокращаются: в 2020 году они были на 7% ниже уровней, зафиксированных в 1991 году, в то время как США и Саудовская Аравия увеличили свои доказанные запасы на 114% и 14% соответственно за тот же период. Это снижает шансы России на долгосрочное развитие, поскольку на нефтяной сектор приходится большая часть совокупного нефтегазового вклада в доходы федерального бюджета (50%) и ВВП (20%).

Если Россия выберет тотальную энергетическую войну, у ЕС нет шансов...
Если Россия выберет тотальную энергетическую войну, у ЕС нет шансов...

Во-вторых, ограниченные мощности хранилищ означают, что падение экспорта неизбежно приведет к остановке добычи; поддержание давления на многих небольших, стареющих нефтяных месторождениях России для их возобновления в будущем было бы дорогостоящим и трудоемким мероприятием.

В-третьих, российская инфраструктура была специально построена для обслуживания клиентов в Европе. Следовательно, нет существующего трубопровода, который мог бы перенаправить западносибирский газ из Европы в Азию.

Строительство такого специализированного газопровода все еще в ожидании окончательного соглашения между Россией и Китаем “в ближайшем будущем”; существует мало шансов на то, что поставки газа начнутся до 2030 года.

-5
России также не хватает судов для транспортировки собственной нефти и газа, поскольку она традиционно полагалась на европейские суда, которые станут практически недоступными, если эти товары будут закупаться по ценам ниже установленных предельных цен.

Стоит понять, что в долгосрочной перспективе Россия, скорее всего, превратится из “стратегического нефтяного государства” - слишком значительного на мировых энергетических рынках, чтобы эффективно применять санкции, — в “энергетическую державу с пониженным энергопотреблением”.

Вновь всплыли заявления о “расцвете России”, что затрудняет утверждение о том, что Россия не находится в упадке.

Европе предстоит долгий и трудный путь…

А что же Европа, другой главный герой энергетической войны? В сентябре президент Владимир Путин предупредил, что Европа "замерзнет, замерзнет", если ЕС продолжит ограничивать цены на российский газ, заявив, что Москва ответит, не поставляя "ни газа, ни нефти, ни угля, ни мазута, ничего”.

Фактически, по состоянию на 19 ноября хранилища газа в Европе заполнены более чем на 95%, что превышает целевой уровень ЕС в 80% и, что более важно, дополняет снижение спроса, вызванное высокими ценами и мерами по энергосбережению.

Это убедительно свидетельствует о том, что Европа, скорее всего, избежит острой нехватки электроэнергии и отключений электроэнергии зимой и ранней весной. Зависимость Европы от российского газа также снизилась с 40% до начала конфликта до менее чем 20% от общего объема импорта.

Однако все это обошлось огромной ценой, которая будет преследовать Европу в краткосрочной и среднесрочной перспективе.

По состоянию на конец октября ЕС потратил около 105 миллиардов долларов на отчаянные усилия по увеличению объемов хранения; эта цифра не включает затраты на приобретение (либо путем аренды, либо строительства) инфраструктуры для приема и обработки грузов сжиженного природного газа или СПГ.

На микроуровне домашние хозяйства сталкиваются с увеличением счетов за электроэнергию на 90% по сравнению с предыдущим годом. Правительства по всей Европе согласились или готовы под давлением необходимости субсидировать потребителей, что приведет к более высокому уровню государственного долга.

-6

Промышленность Европы находится в кризисе: импортер энергоносителей Uniper сообщил о чистом убытке почти в 40 миллиардов долларов за первые девять месяцев 2022 года, одном из крупнейших в истории немецкой корпорации; заводы по производству стали, удобрений, химической и автомобильной промышленности резко сокращают производство или останавливаются из-за высоких затрат на энергоносители и замедления спроса.

Недавний прогноз дает слабую вероятность того, что еврозона сможет избежать долгожданной рецессии в 2022 году, если цены на нефть и газ продолжат снижаться.

Тем не менее, премьер-министр Бельгии предупредил, что “следующие пять-10 зим будут трудными”. Это особенно потому, что, в отличие от этого года, Европа не сможет в будущем воспользоваться импортом российских углеводородов; более того, значительные объемы СПГ станут доступны только около 2026 года, когда проекты в Катаре, США, Южная Корея, Австралия и Мозамбик выходят в Сеть.

Неизбежно, ЕС будет продолжать тратить огромные суммы, влезая при этом в долги, чтобы перекупить других потребителей, чтобы обеспечить адекватные поставки газа в течение следующих нескольких лет. Опасения по поводу “деиндустриализации немецкой экономики” и общего удара по конкурентоспособности Европы уже всплыли.

Однако в долгосрочной перспективе перспективы Европы в энергетической войне, вероятно, будут более радужными, чем у России. Лидеры ЕС прекрасно понимают, что зависимость Европы от дешевых российских углеводородов — 40% потребления газа в ЕС, 27% импорта нефти и 46% угля были импортированы из России в 2021 году — способствовали росту Европы.

В связи с этим План REPowerEU, объявленный в марте 2022 года, направлен не только на сокращение импорта ископаемого топлива в Россию до 2030 года, но и на то, чтобы стать независимым от него, ускорить внедрение местных экологически чистых источников энергии и снизить общее потребление энергии.

Большинство экспертов согласны с ЕС в том, что финансирование и реализация плана “трудны, чертовски трудны. Но это возможно”, и по-прежнему существует сильная общественная поддержка реакции ЕС на вторжение и энергетическую войну.

Огромная роль России в строительстве, обслуживании и заправке европейских атомных электростанций также находится под пристальным вниманием, и американская ядерная компания Westinghouse, которая производит и поставляет тепловыделяющие сборки для некоторых российских реакторов, может расширить свои возможности и предложить (более дорогостоящие) альтернативы.

Мост независимой энергетики...
Мост независимой энергетики...

На страновом уровне в субрегионе - примерно от трети до половины цен в промышленном центре Европы.Испания и Португалия могут оказаться в выигрыше, если энергоемкие европейские компании переедут, чтобы воспользоваться преимуществами более низких цен на электроэнергию

Они находятся в выгодном положении благодаря поставкам нероссийского газа из Алжира и существующим мощностям по сжижению, а также высокому уровню возобновляемых источников энергии в их энергобалансе.

Победители и проигравшие меняются со временем

Энергетическая война между Россией и Европой началась задолго до начала конфликта на Украине в феврале 2022 года, с тех пор усилилась, и будет продолжаться еще долго после ее окончания.

Ответ на вопрос “кто кого?” в этом отношении зависит от временных горизонтов — с Россией в качестве победителя в краткосрочной перспективе, но с Европой в качестве победителя в долгосрочной перспективе.

Спасибо, что дочитали до конца! Если вам понравилась статья поделитесь заметкой с друзьями в социальные сети, Одноклассники, WhatsApp, Telegram или другие мессенджеры.

Подписывайтесь на мой канал и узнаете первыми, о свежих новостях. Буду рад вашему лайку, ведь ваша активность помогает продвижению публикаций.

У вас есть, чем поделиться, пишите в комментариях. (Продолжение следует)...