Найти тему
FinBuilding

Нефтеюань. Всем нужна Арктика.

Оглавление

На прошлой неделе произошло событие, важность которого сложно переоценить, но мне хотелось дождаться какой-то конкретики по итогам визита Си Цзиньпина в Саудовскую Аравию, прежде чем вернуться к теме передела миропорядка.

Данная заметка является логическим продолжением двух предыдущих обзоров (если не читали - рекомендую восполнить пробел):

1. Передел рынка капитала. Кризис в Европе и будущее США.

2. Закат Запада, восход Востока. Будущий центр мирового капитализма.

Прежде чем перейду к сути, хочу сделать небольшое отступление.

Если честно, меня удивляет происходящее в русскоязычном информационном пространстве. Все так увлечены высказываниями западных политиков и частными случаями, что не обращают внимания на факты глобального передела мирового порядка.

В этой серии заметок я стараюсь восполнить пробел, но без ура-патриотизма и прочей политизированности, а именно на основании фактов. При этом мы находимся в процессе противостояния глобального Запада с глобальным Востоком и, как и в любом процессе, развитие сюжетной линии может происходить по разным сценариям.

Иными словами, я будущего не знаю, вы не знаете и никто не знает. А потому можно констатировать, что данная серия заметок - это своего рода летопись из эпицентра событий, "полевой дневник", которые ведутся с целью осмысления происходящего.

Нефтеюань

Итак, на прошлой неделе Си Цзиньпин впервые с 2016 года прилетел в Саудовскую Аравию.

Королевская семья встретила Си в аэропорту. В честь визита был дан артиллерийский салют, истребители оставили в небе след в цветах китайского флага.

Чтобы вы прочувствовали разницу отмечу, что Байдена летом встречал посол и без всяких церемоний.

Еще до визита Си пошли слухи, что основная цель встречи - переход на юани в расчетах за поставки нефти.

По итогам встречи:

  • Саудовская Аравия и Китай подписали соглашение о координации инициатив "Saudi 2030 Vision" и китайской инициативы "Один пояс, один путь".

"Один пояс, один путь" - это не красивое название какой-то локальной программы, а фактически новые торговые партнерства и логистические пути в обход западного капитала и властей западных стран.

Со слов саудовского принца, Китай и страны персидского залива обсуждают возможность создания общей зоны свободной торговли.

  • Также, Саудовская Аравия и Китай подписали Меморандум о взаимопонимании по поощрению прямых инвестиций и соглашение о всеобъемлющем стратегическом партнерстве.

Китай и арабские страны Персидского залива создадут совместный инвестиционный совет и центр ядерной безопасности.

Си заявил о новой эпохе в отношениях между странами. В этом году объем торговли между Саудовской Аравией и Китаем достигнет 100 миллиардов $, в то время как товарооборот Китая и арабских стран уже превысил 300 миллиардов $.

  • Си выразил готовность расширить торговлю сырой нефтью с Саудовской Аравией, а также увеличить импорт нефти и газа из стран Персидского залива.

Но важнее всего стало заявление Си о том, что Китай готов приложить усилия для урегулирования спора о нефтегазовом юане.

Прежде СА вела переговоры с Китаем о продаже нефти в юанях, а также обещала серьезно пересмотреть политику поддержки нефтедоллара.

Си Цзиньпин пообещал, что Китай будет углублять сотрудничество в области цифровых валют со странами Персидского залива:

Мы планируем полностью использовать платформу Шанхайского центра торговли нефтью и газом для расчетов по торговле нефтью и газом в юанях.
Си Цзиньпин

В настоящее время Саудовская Аравия продает Китаю около 25% всей своей нефти.

Кроме этого на встрече были подписаны контракты между компаниями на 50 миллиардов $, среди которых военные контракты - на 4 миллиарда $. В настоящее время саудиты сильно зависят от производителей оборонки США и стремятся сократить эту зависимость.

Наконец, Си пообещал и дальше поддерживать экономическое восстановление Ирака и помощь в восстановлении промышленности, улучшении условия жизни людей и достижении устойчивого развития.

  • Как сообщает китайское издание Синьхуа, лидеры Китая и Саудовской Аравии договорились проводить саммит каждые 2 года.

Самое главное в этой встрече, конечно, касается оплаты энергоресурсов в юанях. Надо сказать, что многие страны сделали выводы из санкционного давления на Россию - оплата в долларах и евро не просто несет риски заморозки активов, но является фактически рычагом давления и контроля.

Вообще, за шумом вокруг антироссийских санкций незамеченными оказались многочисленные новости о новых санкциях Запада на компании из разных стран, включая компании из Китая, Саудовской Аравии, Ирана и т.д. То есть сейчас никто больше и не скрывает, что санкции носят характер экономической выгоды Запада, а не средства сдерживания "агрессора".

Упрощая - любая страна и компания, чья деятельность мешает развитию Запада в глобальном смысле, может попасть под санкции. А основной инструмент, через который осуществляется экономическое давление - это доллар.

Единственным решением этой проблемы является сплочение рынка Востока и союзников в некую целостную структуру (замещение рынков сбыта), а также переход на оплату в... Торговать в национальных валютах многие страны не горят желанием - сказывается фактор валютных интервенций и многие другие экономические факторы (в качестве примера Турция с инфляцией в 80%).

Таким образом юань становится по-крайней мере временной альтернативой валютам западных стран, прежде всего доллару и евро. Китай не накладывает санкции на союзников и не препятствует свободной торговле.

  • Прежде обсуждался проект универсальной валюты стран БРИКС для взаиморасчетов. Уверен, вопрос времени, когда ее примут.

При этом насколько я вижу, в России многие недопонимают что такое Китай. Складывается такое ощущение, что представления о Поднебесной в нашей стране остались такими же, какими были 20 лет назад.

Но я просто напоминаю, что сейчас Китай - это вторая крупнейшая экономика мира после США с точки зрения ВВП и с переменным успехом первая в мире экономика по размеру товарооборота.

В контексте заметок про китайские компании на бирже Гонконга мне продолжают писать, мол, "Не боитесь ли вы, что Китай все таки решит вернуть Тайвань силовым путем?"

А теперь задумайтесь еще раз. Китай - вторая по ВВП и первая по товарообороту страна в мире.

Неужели вы думаете, что если в результате тайваньской операции Запад наложит на Китай сопоставимые с российскими санкции - пострадает только фондовый рынок Китая? В тот же "день" рухнут все рынки - американский, европейский, японский и т.д. Российский, кстати, может и выстоит, ведь Россия выигрывает от всего происходящего, если так можно выразиться.

Тут придется сделать еще одно отступление, но его пора уже принять и осознать - ничего не будет, как прежде. Россия уже переориентирует экспортные потоки в так называемые "дружественные" страны, которые либо в партнерстве, либо в непосредственном участии в глобальном Востоке. Выстраиваются новые логистические цепочки, заключаются новые долгосрочные торговые контракты, многие сделки проходят либо в национальных валютах, либо в юанях (с Индией, если не изменяет память, уже половина товарооборота в национальных валютах).

То есть Россия не столько выигрывает от происходящего, сколько по сути является непосредственным участником в строительстве нового миропорядка.

Основная проблема в том, что наша инфраструктура оказалась не готова к переориентации экспортных поставок даже на Азиатский рынок - Россия поставляет значительно меньше, чем один Китай мог бы "поглотить".

Поскольку большая часть санкций были наложены вовсе не США, а ЕС, а Европа в свою очередь сильно зависит от энергоресурсов - на мой взгляд вопрос времени, когда санкции начнут ослаблять. Многие послабления (по металлам НорНикеля, например, удобрениям, с/х продукции, да даже по нефти и газу) мы уже увидели.

Но нюанс в том, что к тому моменту европейский рынок уже перестанет быть основным рынком сбыта для многих российских компаний, ведь переориентация на другие рынки происходит сейчас - это длительный процесс.

Но как бы там ни было, рынок энергоресурсов, в частности нефти, оказывается консолидированным глобальным Востоком.

Самые крупные запасы нефти
Самые крупные запасы нефти

На диаграмме ваше страны с самыми крупными запасами нефти, а на диаграмме ниже - самые крупные страны-производители нефти.

Самые крупные производители нефти
Самые крупные производители нефти

Северный морской путь

Также на прошлой неделе было опубликовано высказывание Главнокомандующего ВМФ РФ, которое оказалось незамеченным:

Россия усиливает арктическую группировку, считает Северный морской путь национальной транспортной коммуникацией.

На Арктику свои претензии сейчас заявляют многие страны - Норвегия, США, Канада. Кроме залежей газа и прочих полезных ископаемых, о которых обычно принято говорить в контексте "раздела" территорий как самоцели, основной смысл усиления присутствия России в Арктике в том, что Арктика является частью Северного морского пути (Севморпуть или СМП).

Интересно, что для России вопрос Арктики стоит также остро и носит тот же самый характер, что и вопрос Тайваня для Китая.

В русско-язычной среде все продолжают говорить о Тайване, как о полупроводниках. И всем кажется (ключевое слово - кажется), что Китай хочет захватить Тайвань именно из-за заводов TSMC.

Во-первых, полупроводники - это, конечно, важно, и это проблема.

Как эту проблему решают американские заказчики (AMD, Apple, Nvidia, Intel и т.д.)? TSMC начала строительство заводов на Филиппинах, в США и других странах - вот как они решают проблему.

Специалисты TSMC будут воспроизводить весь технологический процесс на новых предприятиях вдали от Тайваня.

Во-вторых, дело не в полупроводниках. Это проблема США, а не Китая.

В Китае, несмотря на ограничения в поставках оборудования для производства полупроводников - уже свое производство запущено, успешно работает и мощности продолжают расти.

При этом некоторые компании, вроде ASML, имея регистрацию не в США и ЕС, отказываются участвовать в торговой войне и соблюдать санкции на поставки оборудования в Китай.

На самом деле Тайвань для Китая - это не заводы, а часть морского пути ("Один путь") через Южно-китайское море.

-4

Так вот для России Севморпуть становится столь же важен в качестве альтернативы существующим логистическим путям (в том числе пути через Суэцкий канал), находящимся под контролем Запада:

-5

В следующие 5 лет ожидается рост товаропотока через Севморпуть в 5-10 раз. И это не пустые но громкие слова вроде импортозамещения микроэлектроники, а целенаправленная работа, которая уже сейчас ведется - строятся суда нового ледового класса, Росатом вместе с FESCO запускает совместные инвестиционные проекты по развитию СМП, усиливается военное присутствие России в Арктике.

Если почитать западную прессу, то эта история преподносится в политическом контексте:

  • НАТО фиксирует увеличение военного присутствия России на Крайнем Севере.
  • Генсек НАТО призвал усилить присутствие в Арктике из-за действий России и Китая.
  • Действия РФ в Арктике ставят под угрозу линию обороны НАТО в Атлантике.
  • США соперничают с Россией в Арктике.

Тут вспоминается идея, что политика - это надстройка над экономикой.

Достаточно вспомнить "Шелковый путь", чтобы понять, какое влияние с точки зрения развития стран оказывают торговые пути.

При этом Севмпорпуть в два раза короче существующего пути, а Россия становится своего рода логистическим хабом между Азией (Китаем прежде всего) и Европой.

Сейчас, как уже говорил, российская инфраструктура оказалась не готова к переориентации экспорта - до сих пор вся логистика выстраивалась напрямую на европейский рынок, а с тем же Китаем мы только в этом году Благовещенский мост достроили (хотя китайцы свою часть моста давно уже закончили).

Так вот, очевидно, что поскольку инфраструктура оказалась не готова - сейчас переориентация на Азию и освоение Севморпути сопряжены с большими издержками. Фактически - это инвестиции в будущее мироустройство.

Но потом... С учетом того, что Севморпуть в два раза короче - издержки при перевозке товаров по этому пути также будут в два раза меньше. При этом на всей протяженности СМП зона без "горячих конфликтов", в отличие от традиционного пути, что снижает стоимость страхования.

Как вы возможно знаете, сейчас через СМП логистику уже выстраивают Новатэк, НорНикель, Сегежа, даже Магнит. При этом кроме непосредственных поставок российских товаров в Азию, есть и обратная сторона этого вопроса - Китаю (который, напомню, является второй по ВВП и первой по товарообороту страной) нужны альтернативные пути доставки своих товаров в те же европейские страны.

В завершение хочу показать, как рынок закладывается на развитие Севморпути на примере акций ДВМП (Дальне-восточного морского пароходства):

FESH. Источник: Tradingview
FESH. Источник: Tradingview

В этом смысле стоит, пожалуй, перестать облизывать тему европейских санкций и ограничений, и подумать о том, какие будущие перспективы открываются и остаются незамеченными за информационным шумом.

Поскольку почти наверняка будут вопросы именно про историю с ДВМП, отмечу, что это низколиквидный 3-ий эшелон с серьезными внутренними проблемами (уголовные дела на директоров, непонятки с ключевым акционером и его пакетом акций, купленным в долг самой компанией). То есть именно в этой истории риски повышенные, что тем не менее не находит (пока) отражения в котировках.

Благодарю, что читаете.

По традиции - будьте богаты, здоровы и любимы.