Найти в Дзене

Скандальная Мадонна Караваджо

Я пишу о людях, чей образ отражен в искусстве. Микеланджело Меризи да Караваджо, оставшийся в истории искусства просто как Караваджо, привлекает к себе внимание вот уже несколько столетий не только своим потрясающим творчеством, но и жизненными перипетиями и яркой личностью. Творчество Караваджо полно выражения сильных страстей, глубины чувств, а что касается самой живописи, то здесь художник узнаваем благодаря своим знаменитым контрастным светотеням. Фигуры, изображенные им, как будто выступают из темноты, и это производит сильное впечатление. Возник даже термин "караваджизм", отмечающий манеру этого художника.

Что касается его личности и жизненного пути, то и тут явственно виден страстный, бурный, даже неистовый, характер маэстро кисти.

Подписывайтесь и на другой мой канал Лидия, неисправимый гуманитарий, а также на канал моего мужа Александр имхо.

Микеланджело Меризи да Караваджо. «Мадонна ди Лорето», около 1606 года.
Микеланджело Меризи да Караваджо. «Мадонна ди Лорето», около 1606 года.

Караваджо постоянно оказывался замешанным в какие-то сомнительные истории, его дебоши и всяческие выходки были притчей по языцех в родном Милане. В конце концов, его изгнали из города, и художник поселился в Риме. Тут он продолжал вести себя в привычном стиле, что не мешало ему создавать великолепные полотна. Невзирая на трудный характер мастера, ему давали заказы. Ведь Караваджо в любой ситуации выполнял их, притом на высочайшем уровне.

Как-то он ночью гулял по площади Навона и беседовал с помощником нотариуса Мариано Паскуалоне, речь шла о куртизанке Маддалене Антуанетти. Беседа обернулась дракой, в которой Паскуалоне получил мечом в голову, но остался жив. Мы знаем об этом со слов самого раненого, поскольку он потом написал о происшествии жалобу. Куртизанку он называл Леной, «которая стоит на площади Навона за дворцом <...> и является женщиной Микеланджело».

Микеланджело Меризи да Караваджо. «Мадонна Палафреньери», 1605-1606
Микеланджело Меризи да Караваджо. «Мадонна Палафреньери», 1605-1606

Упомянутая Маддалена Антониетти была потомственной римской проституткой и прожила типичную для подобной профессии жизнь. Кроме того, что она какое-то время была в связи с Караваджо, других сведений о ней нет. Но зато мы прекрасно знаем, как она выглядела. Это была красивая женщина с утонченным благородным лицом, в котором не было ничего вульгарного. Именно с нее Караваджо написал двух своих мадонн: «Мадонну ди Лорето» (другое название «Мадонна пилигримов», около 1604-1606) и «Мадонну Палафреньери» (другое название «Мадонна со змеей», 1605). Первая картина была написана для церкви Святого Августина, где находится и сейчас, а вторая — для часовни Палафреньери в соборе Святого Петра.

Однако, в этом соборе картина провисела меньше месяца. Разразился скандал, священников смутило глубокое декольте Девы Марии и слишком большой ребенок, отнюдь уже не младенец. Сейчас картина висит в Галерее Боргезе. Тот факт, что для образа Мадонны позировала куртизанка с площади Навона, где ее мог "снять" каждый, не вызвал у священников волнения.

Читайте еще на моем канале:

А была ли любовь? Непонятные отношения между поэтом и герцогиней

Почему в искусстве XIX века любили изображать Торквадо Тассо в заточении