Я пишу о людях, чей образ отражен в искусстве. Микеланджело Меризи да Караваджо, оставшийся в истории искусства просто как Караваджо, привлекает к себе внимание вот уже несколько столетий не только своим потрясающим творчеством, но и жизненными перипетиями и яркой личностью. Творчество Караваджо полно выражения сильных страстей, глубины чувств, а что касается самой живописи, то здесь художник узнаваем благодаря своим знаменитым контрастным светотеням. Фигуры, изображенные им, как будто выступают из темноты, и это производит сильное впечатление. Возник даже термин "караваджизм", отмечающий манеру этого художника.
Что касается его личности и жизненного пути, то и тут явственно виден страстный, бурный, даже неистовый, характер маэстро кисти.
Подписывайтесь и на другой мой канал Лидия, неисправимый гуманитарий, а также на канал моего мужа Александр имхо.
Караваджо постоянно оказывался замешанным в какие-то сомнительные истории, его дебоши и всяческие выходки были притчей по языцех в родном Милане. В конце концов, его изгнали из города, и художник поселился в Риме. Тут он продолжал вести себя в привычном стиле, что не мешало ему создавать великолепные полотна. Невзирая на трудный характер мастера, ему давали заказы. Ведь Караваджо в любой ситуации выполнял их, притом на высочайшем уровне.
Как-то он ночью гулял по площади Навона и беседовал с помощником нотариуса Мариано Паскуалоне, речь шла о куртизанке Маддалене Антуанетти. Беседа обернулась дракой, в которой Паскуалоне получил мечом в голову, но остался жив. Мы знаем об этом со слов самого раненого, поскольку он потом написал о происшествии жалобу. Куртизанку он называл Леной, «которая стоит на площади Навона за дворцом <...> и является женщиной Микеланджело».
Упомянутая Маддалена Антониетти была потомственной римской проституткой и прожила типичную для подобной профессии жизнь. Кроме того, что она какое-то время была в связи с Караваджо, других сведений о ней нет. Но зато мы прекрасно знаем, как она выглядела. Это была красивая женщина с утонченным благородным лицом, в котором не было ничего вульгарного. Именно с нее Караваджо написал двух своих мадонн: «Мадонну ди Лорето» (другое название «Мадонна пилигримов», около 1604-1606) и «Мадонну Палафреньери» (другое название «Мадонна со змеей», 1605). Первая картина была написана для церкви Святого Августина, где находится и сейчас, а вторая — для часовни Палафреньери в соборе Святого Петра.
Однако, в этом соборе картина провисела меньше месяца. Разразился скандал, священников смутило глубокое декольте Девы Марии и слишком большой ребенок, отнюдь уже не младенец. Сейчас картина висит в Галерее Боргезе. Тот факт, что для образа Мадонны позировала куртизанка с площади Навона, где ее мог "снять" каждый, не вызвал у священников волнения.
Читайте еще на моем канале:
А была ли любовь? Непонятные отношения между поэтом и герцогиней
Почему в искусстве XIX века любили изображать Торквадо Тассо в заточении