Найти тему
«Заповѣдная магистраль»

Для чего нужен прозрачный колпак-фонарь над будкой паровозной бригады, осматривать в пути состав или для чего-то ещё?

Рад приветствовать всех мои дорогие читатели! Сегодня мы вновь затронем паровозную тему и поразмышляем над таким вопросом как устройство паровозной будки. Подробнее об этом я уже писал в более ранних публикациях, ссылку на одну из них только что вам здесь оставил. В этой же публикации нас будет интересовать конкретно лишь прозрачный колпак на крыше будки машиниста и его истинное предназначение. На фото ниже, сделанном на паровозе серии Э в "Музее железных дорог России" в Петербурге с верхней смотровой площадки, очень хорошо видны все натурные образцы и их крышевое оборудование.

Фото: Алексей Алексеев
Фото: Алексей Алексеев

На первый взгляд это кажется достаточно элементарный и одновременно вместе с тем понятный вопрос, но многие люди, в силу своего незнания, до сих пор мыслят иначе и теряются в ответе на него. Попробуем им в этом помочь. Многие из вас наверняка видели американские вестерны о Диком Западе, на которых кинорежиссёры запечатлели излюбленный для зрителя сюжет, связанный с погоней на железной дороге и последующим ограблением почтового поезда.

-2

В хвосте такого поезда всегда шёл вагон с характерной надстройкой, которая предназначалась для осмотра поезда в пути следования и своевременного предупреждения о нападении на него в случае опасности.

-3

В России тоже существовали почтовые перевозки и специальные почтовые вагоны. Один из них представлен в уже упомянутом мной "Музее железных дорог России" в Санкт-Петербурге. Этот вагон один из немногих экспонатов, куда можно зайти внутрь чтобы посмотреть и ознакомиться с его интерьером.

Интерьер почтового вагона. Фото: Алексей Алексеев
Интерьер почтового вагона. Фото: Алексей Алексеев

Внутри мы видим тот самый прозрачный колпак в виде надстройки в кровле вагона, но не видим никакой лестницы, ведущей к ней наверх как на чердак.

-5

Тоже самое мы увидим и в будке паровозной бригады. Никакой лестницы к этому колпаку внутри паровоза нет, а значит и версия о его предназначении для осмотра поезда не является правильной. Не буду толочь в ступе воду и скажу сразу же верный ответ по данному вопросу.

В будке паровоза серии Л (съёмка на широкий угол). Фото из открытых источников в сети
В будке паровоза серии Л (съёмка на широкий угол). Фото из открытых источников в сети

- Для лучшего освещения на потолке будки находится "световой фонарь"

Вполне обоснованное и логичное решение, особенно учитывая тот момент, что на паровозе электричество для нужд внутреннего освещения, питания буферных огней и прожектора вырабатывает турбодинамо (турбогенератор), который работает за счёт энергии острого пара. Очень шумное в своей работе устррйство, что называется "давит" на уши локомотивной бригаде. Поэтому вполне себе оправданное решение улучшить в светлое время суток освещение в будке паровоза при помощи дополнительного остекления в потолке.

Передняя часть котла и пароразборная колонка в будке паровоза серии Л. Фото: Алексей Алексеев
Передняя часть котла и пароразборная колонка в будке паровоза серии Л. Фото: Алексей Алексеев

Но это ещё не всё. Видите распахнутое окно в потолке паровозной будки?

Паровоз серии Л на горячем простое в эксплуатационном локомотивном депо Бологое ТЧЭ-4. Фото: Алексей Алексеев
Паровоз серии Л на горячем простое в эксплуатационном локомотивном депо Бологое ТЧЭ-4. Фото: Алексей Алексеев

Нет? Тогда сейчас увеличим картинку.

Фото: Алексей Алексеев
Фото: Алексей Алексеев

Там же в потолке будки вместе со световым фонарём устроены и вентиляционные люки для отвода газов и улучшения микроклимата для локомотивной бригады. К слову сказать, такие решения имели место быть и на более современных локомотивах, на тепловозах различных серий. Вот, например, световой фонарь в потолке над дизельным помещением на пассажирском тепловозе серии ТЭП70.

В последующем на тепловозах серии ТЭП70БС от светового фонаря в потолке и бокового остекления дизельного помещения конструкторы отказались. Фото: Алексей Алексеев
В последующем на тепловозах серии ТЭП70БС от светового фонаря в потолке и бокового остекления дизельного помещения конструкторы отказались. Фото: Алексей Алексеев

Или вот ещё один пример на маневровом тепловозе серии ТЭМ2.

Фото: Алексей Алексеев
Фото: Алексей Алексеев

Но и это ещё не всё. Подобного рода решения в своё время широко применялись в локомотивном хозяйстве и в служебной архитектуре.

Фрагмент веерного корпуса ремонтных мастерских в локомотивном депо Бологое. Фото: Алексей Алексеев
Фрагмент веерного корпуса ремонтных мастерских в локомотивном депо Бологое. Фото: Алексей Алексеев

Световые фонари были непременным и узнаваемым элементом деповских мастерских, которые позволяли улучшить освещение внутри помещений, обеспечивая при этом значительную экономию электроэнергии.

Цех ремонтных мастерских в бывшем локомотивном депо Осташков ТЧ-34. Фото: Алексей Алексеев
Цех ремонтных мастерских в бывшем локомотивном депо Осташков ТЧ-34. Фото: Алексей Алексеев

А на этом на сегодня всё. Ставьте лайки, если вам понравилось, отмечайтесь в комментариях и подписывайтесь при желании на "Заповедную магистраль", чтобы не пропустить ничего нового.

-14