Порой читаю комментарии под своими публикациями и просто диву даюсь, как некоторые товарищи твердо и упорно доказывают просто немыслимые для меня вещи, пытаясь выдать всем остальным своё мнение за действительность. Вот один из таких ярких примеров.
Как говорится, если уж не знаешь вопрос досконально точно, лучше промолчи тогда совсем - сойдешь за умного. А здесь как раз таки тот случай, когда ещё приводят совсем некорректное сравнение, ассоциируя паровозную будку с будкой у собаки. Если уж на то пошло, то собачью будку называют ещё и конура.
А теперь давайте не уходя далеко от темы нашего разговора, поговорим об истории зарождения жд транспорта, чтобы доказать полную абсурдность вышеупомянутого высказывания. Первые паровозы появились в мире в начале XIX века. Тогда же и сформировалась локомотивная бригада: машинист, его помощник и кочегар.
На паровозах самых первых серий паровозная бригада работала на открытой площадке, ничем незащищённой от ветра и атмосферных осадков.
Общеизвестно, что железнодорожный транспорт, ставший результатом развития технического прогресса, пришёл в те времена на замену гужевого. Тогда никто даже и не думал ещё обустроить в карете или дилижансе место, защищавшее ямщика от непогоды. И в голову таких мыслей не приходило. А назначение у паровозов с вагонами как и у телег с лошадьми было ведь одно и то же.
В ХХ веке конструкторы разработали для паровозной бригады полубудки с крышей, но без дверей, уже частично защищавшие локомотивную бригаду от непогоды.
А затем, для улучшения комфорта и условий труда, на паровозах появились уже полностью закрытые будки с боковыми утопленными внутрь дверями и вертикальными боковыми стенками.
К слову сказать, на железной дороге будки имеются не только на паровозе у локомотивной бригады, ещё были (кое где встречаются и до сих пор) будки стрелочных постов, путевых обходчиков, переездной и мостовой стражи.
Т.е. будка это некое помещение, предназначенное исключительно на время выполнения служебных обязанностей. Только у локомотивной бригады она получается в силу своей специфики установлена на колёса.
В профессиональной технической литературе, место где размещается паровозная бригада, называется именно будкой, а не кабиной.
А теперь немного расскажу вам об устройстве будки машиниста. Будка машиниста паровозов последних серий (например серии Л) выпуска размещается на топке котла, а не на раме, как это делалось раньше. Для входа служат две двери в суженой части будке и боковые наклонные лестницы со ступенями и двумя поручнями.
С обеих сторон на боковых стенках будки имеется по два окна, задние из которых задвижные.
Перед задними окнами ставятся вертикальные щитки (параван) в виде узких металлических рамок со стеклом, которые отбрасывая встречный ветер от окон, дают возможность вести наблюдение.
В будке машиниста сосредоточены все приборы и приводы механизмов для управления паровозом.
При тепловом расширении котла будка перемещается вместе с ним, поэтому между обшивкой котла и будкой не делается зазора. В передней стенке будки, с правой стороны, имеется окно.
А с левой - дверка для выхода на площадку. Площадки укрепляются на кронштейнах с обеих сторон паровоза вдоль котла, на котором укреплены поручни.
Для лучшего освещения на потолке будке делается световой фонарь, там же устроены вентиляционные люки.
Справа и слева у задних полустенков будки установлены сиденья для машиниста и его помощника. Кроме того имеется откидное сиденье для кочегара.
На дорогах с суровым климатом паровозные будки оборудуются паровым отоплением, а у передних окон делаются паровые стеклообогреватели, предотвращающие их замерзание.
Сегодня на паровозах для ведения служебных переговоров в будках имеются радиостанции.
Задняя часть будки, более узкая, соединяется с контрбудкой тендера брезентовой гармоникой, образуя таким образом закрытое помещение для бригады.
Ставьте лайк, если вам понравилось и подписывайтесь при желании на мой канал "Заповедная магистраль", чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!
Ещё больше интересных фото на личной странице автора в Instagram