Найти тему
«Заповѣдная магистраль»

"У паровоза не будка, а кабина! Будка у собаки" - глупость, которую мне часто приходится читать в комментариях

Порой читаю комментарии под своими публикациями и просто диву даюсь, как некоторые товарищи твердо и упорно доказывают просто немыслимые для меня вещи, пытаясь выдать всем остальным своё мнение за действительность. Вот один из таких ярких примеров.

Как говорится, если уж не знаешь вопрос досконально точно, лучше промолчи тогда совсем - сойдешь за умного. А здесь как раз таки тот случай, когда ещё приводят совсем некорректное сравнение, ассоциируя паровозную будку с будкой у собаки. Если уж на то пошло, то собачью будку называют ещё и конура.

Паровоз серии Л отправляется от платформы 104 км на Бологое-Полоцкой заповедной железной дороге. Фото: Алексей Алексеев
Паровоз серии Л отправляется от платформы 104 км на Бологое-Полоцкой заповедной железной дороге. Фото: Алексей Алексеев

А теперь давайте не уходя далеко от темы нашего разговора, поговорим об истории зарождения жд транспорта, чтобы доказать полную абсурдность вышеупомянутого высказывания. Первые паровозы появились в мире в начале XIX века. Тогда же и сформировалась локомотивная бригада: машинист, его помощник и кочегар.

Паровоз Е.А. и М.Е. Черепановых
Паровоз Е.А. и М.Е. Черепановых

На паровозах самых первых серий паровозная бригада работала на открытой площадке, ничем незащищённой от ветра и атмосферных осадков.

Паровоз типа 2-2-0 родом из дореволюционной России XIX века, потомок «сухопутного  парохода» времён Клейнмихеля. Паровозная бригада работает как мы видим на открытой площадке паровоза
Паровоз типа 2-2-0 родом из дореволюционной России XIX века, потомок «сухопутного парохода» времён Клейнмихеля. Паровозная бригада работает как мы видим на открытой площадке паровоза

Общеизвестно, что железнодорожный транспорт, ставший результатом развития технического прогресса, пришёл в те времена на замену гужевого. Тогда никто даже и не думал ещё обустроить в карете или дилижансе место, защищавшее ямщика от непогоды. И в голову таких мыслей не приходило. А назначение у паровозов с вагонами как и у телег с лошадьми было ведь одно и то же.

В ХХ веке конструкторы разработали для паровозной бригады полубудки с крышей, но без дверей, уже частично защищавшие локомотивную бригаду от непогоды.

Будка паровозной бригады полузакрытого типа даёт нам наглядное представление почему она именно так и называется -"будка", а не какая-нибудь там кабина. Тепловозы и электровозы изначально уже проектировались со служебными помещениями закрытого типа - кабинами
Будка паровозной бригады полузакрытого типа даёт нам наглядное представление почему она именно так и называется -"будка", а не какая-нибудь там кабина. Тепловозы и электровозы изначально уже проектировались со служебными помещениями закрытого типа - кабинами
-6

А затем, для улучшения комфорта и условий труда, на паровозах появились уже полностью закрытые будки с боковыми утопленными внутрь дверями и вертикальными боковыми стенками.

Паровоз серии Э на платформе "Горный Парк" в Рускеала, р-ка Карелия. Фото: Алексей Алексеев
Паровоз серии Э на платформе "Горный Парк" в Рускеала, р-ка Карелия. Фото: Алексей Алексеев

К слову сказать, на железной дороге будки имеются не только на паровозе у локомотивной бригады, ещё были (кое где встречаются и до сих пор) будки стрелочных постов, путевых обходчиков, переездной и мостовой стражи.

Будка стрелочного поста №1 на станции Осташков ОКТ жд. Фото: Алексей Алексеев
Будка стрелочного поста №1 на станции Осташков ОКТ жд. Фото: Алексей Алексеев

Т.е. будка это некое помещение, предназначенное исключительно на время выполнения служебных обязанностей. Только у локомотивной бригады она получается в силу своей специфики установлена на колёса.

В профессиональной технической литературе, место где размещается паровозная бригада, называется именно будкой, а не кабиной.

"Паровозы." Общий курс конструкций и элементы теории, 1953г.
"Паровозы." Общий курс конструкций и элементы теории, 1953г.

А теперь немного расскажу вам об устройстве будки машиниста. Будка машиниста паровозов последних серий (например серии Л) выпуска размещается на топке котла, а не на раме, как это делалось раньше. Для входа служат две двери в суженой части будке и боковые наклонные лестницы со ступенями и двумя поручнями.

Фото: Алексей Вульфов
Фото: Алексей Вульфов

С обеих сторон на боковых стенках будки имеется по два окна, задние из которых задвижные.

Мэтр истории железнодорожного дела небезызвестный писатель А.Б. Вульфов
Мэтр истории железнодорожного дела небезызвестный писатель А.Б. Вульфов

Перед задними окнами ставятся вертикальные щитки (параван) в виде узких металлических рамок со стеклом, которые отбрасывая встречный ветер от окон, дают возможность вести наблюдение.

Машинист паровоза Вадим Лохмачёв
Машинист паровоза Вадим Лохмачёв

В будке машиниста сосредоточены все приборы и приводы механизмов для управления паровозом.

-13
Машинист паровоза Вадим Гуков
Машинист паровоза Вадим Гуков

При тепловом расширении котла будка перемещается вместе с ним, поэтому между обшивкой котла и будкой не делается зазора. В передней стенке будки, с правой стороны, имеется окно.

В будке паровоза серии Л за правым крылом. Фото: Евгений Гурылёв
В будке паровоза серии Л за правым крылом. Фото: Евгений Гурылёв

А с левой - дверка для выхода на площадку. Площадки укрепляются на кронштейнах с обеих сторон паровоза вдоль котла, на котором укреплены поручни.

В будке паровоза серии Л за левым крылом. Фото: Евгений Гурылёв
В будке паровоза серии Л за левым крылом. Фото: Евгений Гурылёв

Для лучшего освещения на потолке будке делается световой фонарь, там же устроены вентиляционные люки.

Конструкция будок - цельносварная. С внутренней стороны стенки будок покрыты тепло-влагостойкой полированной деревянной обшивкой. Фото: Lana Sator
Конструкция будок - цельносварная. С внутренней стороны стенки будок покрыты тепло-влагостойкой полированной деревянной обшивкой. Фото: Lana Sator

Справа и слева у задних полустенков будки установлены сиденья для машиниста и его помощника. Кроме того имеется откидное сиденье для кочегара.

Машинист паровоза Виктор Шевелёв
Машинист паровоза Виктор Шевелёв

На дорогах с суровым климатом паровозные будки оборудуются паровым отоплением, а у передних окон делаются паровые стеклообогреватели, предотвращающие их замерзание.

Сегодня на паровозах для ведения служебных переговоров в будках имеются радиостанции.

Фото: Алексей Алексеев
Фото: Алексей Алексеев

Задняя часть будки, более узкая, соединяется с контрбудкой тендера брезентовой гармоникой, образуя таким образом закрытое помещение для бригады.

Фото: Алексей Алексеев
Фото: Алексей Алексеев

Ставьте лайк, если вам понравилось и подписывайтесь при желании на мой канал "Заповедная магистраль", чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!

Ещё больше интересных фото на личной странице автора в Instagram