Сегодня предлагаю окунуться в атмосферу вокзалов 60-х годов прошлого века! Благодаря фотоснимкам, сделанным в 1965 году на нескольких станциях Донецкой железной дороги, сегодня мы можем проникнуться колоритом того времени и рассмотреть в деталях обычные моменты из жизни простых советских людей. Ведь, кадры эти, в большинстве своем не постановочные.
Начнем наш обзор с вокзала города Донецка. Построенный совсем недавно, взамен разрушенного при отступлении немцами, этот вокзал по праву считался красивейшим в Донбассе!
Но если внешний вид здания вокзала неоднократно был отснят для открыток и газетных репортажей, то происходящее внутри, обычно оставалось за кадром.
Вот к примеру продажа билетов на поезда дальнего следования в кассе или работа новеньких автоматических камер хранения. Обыденные для того времени ситуации, но насколько они отличаются от нашего сегодняшнего представления о вокзалах! Ведь мало кто уже ходит покупать билеты в кассе, сейчас все это можно сделать не вставая с любимого дивана, ткнув несколько раз в экран смартфона. Да и камеры хранения сильно изменились. Уже наверное нигде не осталось таких ячеек как на фото, а ведь еще лет двадцать назад такие были на каждом вокзале.
Да и сам процесс продажи билетов изменился до неузнаваемости. Теперь билетный кассир проверяет наличие мест на нужный поезд с помощью компьютерной программы. За пару секунд можно получить ответ на запрос по любой станции пересадки, по всей сети железных дорог России! Раньше все было намного сложнее, учет билетов велся диспетчерами, а кассиры, что-бы уточнить наличие билета на тот или иной поезд, должны были связываться с ним по телефону.
Удивительно в наш цифровой век выглядит рабочий стол кассир или диспетчера! Множество бумаг, которые приходилось заполнять вручную, старенький телефон и радио - вот и все, что было необходимо для продажи билетов в то время.
Но были и новинки, которые помогали пассажиру разобраться в расписании поездов и стоимости билетов. Назывались такие аппараты - Автоматическая справочная установка. Нажав на клавишу с названием нужной станции, пассажир тут же видел за стеклом страничку с нужной ему информацией! Почти Яндекс, только страничка была не электронная, как сейчас, а сама настоящая, бумажная. После получения запроса, аппарат перелистывал специальный набор страничек и останавливался на той, которая соответствовала выбранной пассажиром станции.
Коснулись современные технологии того времени и погрузки багажа. На одном из фото, поддон с грузом поднимает в вагон автопогрузчик. Кстати, вагоны в пассажирских поездах дальнего следования в середине 60-х, уже были цельнометаллические, почти такие-же, как используют на железных дорогах России сейчас.
Применялась механизация и для уборки, как внутри вокзала, так и снаружи. Вот такие симпатичные пылесосы катались по перрону, вызывая неподдельный восторг у детворы, которая томилась в ожидании поезда под неусыпным вниманием родителей.
Ну и перед тем как отправится к следующей станции, посмотрим на зал ожидания донецкого вокзала. Самые обычные люди ждут своего поезда. Кто-то читает газету, кто-то спит. Деревянные лавки, которые вы видите на фото можно было застать на вокзалах еще в 90-х годах, а вот такого обилия зелени мне встречать не приходилось. Кстати большое количество цветов, очень характерная черта всех вокзалов нашей дороги в то время.
С помощью пригородной электрички переместимся в Ясиноватую. Здешний вокзал тоже пострадал во время войны и был снесен, а на его месте в 1952 году построили новый. Кстати, вокзалу станции Ясиноватая был присвоен статус памятника архитектуры, о чем свидетельствует специальная табличка укрепленная на стене здания.
Ясиноватский вокзал мало чем уступал донецкому в размерах и красоте! Такие-же высокие потолки и огромные окна, обилие декора на стенах и потолке, тяжелые деревянные двери с медными ручками, все это создавало впечатление, что это не вокзал а какой-то дворец или театр.
Ясиноватая в те времена являлась важным пересадочным узлом, с большим количеством пассажирских и пригородных поездов. Не удивительно что вокзал отстроили с размахом - народу здесь всегда было много. Посмотрите, как прекрасно выглядел зал ожидания! Картины, живые цветы в кадках - такого на современных вокзалах не встретить.
Из-за большого пассажиропотока, билетные кассы старались обеспечить по последнему слову техники. Вот например, подпись к одному из фото сообщает нам, что в справочном бюро установлена радиостанция, работающая со станциями Енакиево, Дебальцево, Горловка, для передачи наличия свободных мест.
Как и в Донецке, в Ясиноватой установили справочные автоматы, которые проработали там до конца 90-х годов. Я помню как мне в детстве нравилось нажимать на кнопки и слушать шуршание переворачивающихся страниц. Отогнать меня от такой игрушки было сложно!
А вот на этом фото, показан момент передачи билетов, для доставки их на дом. Оказывается была и такая услуга, и практиковалась она повсеместно, как и доставка багажа. В Ясиноватой, например, для развозки использовали мотороллер "Вятка". Интересно, но девушку за рулем я видел только на этом фото, на остальных, управляют такими "колесницами" только мужчины. Интересно, насколько редко можно было встретить за рулем женщину в 60-х годах? Если знаете - пишите в комментарии!
Ну а теперь, давайте сядем в уютный вагон скорого поезда Мариуполь - Ленинград, и переместимся на крупную узловую станцию Красный Лиман. На перроне как всегда многолюдно, через станцию проходит много транзитных поездов южного направления, а кроме того, отправляется и прибывает более десяти пар пригородных.
Вот, на первом пути, как раз производится посадка на какой-то пригородный электропоезд. Обратите внимание на вагоны - в них нет автоматических дверей, да и внешне они не сильно похожи на современные электрички. Что-же это за поезд? Ответ прост - это электропоезд серии Ср, которые производили в СССР в 50-х годах прошлого века. Сейчас такие можно встретить только в музее, да и то, не в каждом.
Кипит работа и в кассах! Вот фотограф заснял для нас момент продажи билета. Как и на других вокзалах, все бланки заполнялись вручную, что иногда приводило к ошибкам и продаже одного места дважды.
А вот так выглядели кассы со стороны зала ожидания. Можем рассмотреть, как одевались люди в середине 60-х годов прошлого века.
На следующем снимке мы видим процесс приема и упаковки багажа. Подобную процедуру можно было увидеть на любой станции, где имелось багажное отделение. А вот доставка к поезду в Красном Лимане осуществлялась с помощью электрокары. Как видим и здесь внедряли технические новшества, призванные облегчит труд железнодорожников.
Имелись на вокзале в Красном Лимане и справочные автоматы, и судя по фото они пользовались спросом у пассажиров. Теперь не нужно было стоять в очереди к справочному бюро, а поиск информации занимал всего пару секунд. Правда, ответить на все вопросы автомат не мог, это вам не Яндекс!
Вот так, на примере трех станций Донецкой железной дороги, мы можем увидеть, как выглядели вокзалы на железных дорогах СССР в середине 60-х годов. Больших отличий между Донецком и, например, Таганрогом или Воронежем не было. Отличались только здания вокзалов, где-то они были еще старые, довоенные и дореволюционные, а где-то новые. Внутри все было примерно одинаково.
На этом мы завершаем наше путешествие в прошлое! Если понравилось - ставьте лайк и подписывайтесь на канал! Будет интересно!
Мой канал в ТГ: https://t.me/putevoy_obhodchik
И группа в ВК: https://vk.com/putevoyobhodchik
Если вам понравилась статья - можете поддержать автора канала и перевести небольшую сумму на мою карту СБ РФ 2202 2056 7396 0735. Все деньги полученные от вас пойдут исключительно на покупку железнодорожных книг и журналов, необходимых для написания новых статей. Благодарен за любую помощь!