Найти тему
Путевой обходчик

Вокзальная жизнь 60-х. Уникальные фото из старого альбома.

Касса предварительной продажи билетов вокзала станции Донецк.
Касса предварительной продажи билетов вокзала станции Донецк.

Сегодня предлагаю окунуться в атмосферу вокзалов 60-х годов прошлого века! Благодаря фотоснимкам, сделанным в 1965 году на нескольких станциях Донецкой железной дороги, сегодня мы можем проникнуться колоритом того времени и рассмотреть в деталях обычные моменты из жизни простых советских людей. Ведь, кадры эти, в большинстве своем не постановочные.

Суточная касса вокзала станции Донецк.
Суточная касса вокзала станции Донецк.

Начнем наш обзор с вокзала города Донецка. Построенный совсем недавно, взамен разрушенного при отступлении немцами, этот вокзал по праву считался красивейшим в Донбассе!

Вокзал станции Донецк. Вид с площади.
Вокзал станции Донецк. Вид с площади.

Но если внешний вид здания вокзала неоднократно был отснят для открыток и газетных репортажей, то происходящее внутри, обычно оставалось за кадром.

Автоматические камеры хранения в вестибюле вокзала станции Донецк.
Автоматические камеры хранения в вестибюле вокзала станции Донецк.

Вот к примеру продажа билетов на поезда дальнего следования в кассе или работа новеньких автоматических камер хранения. Обыденные для того времени ситуации, но насколько они отличаются от нашего сегодняшнего представления о вокзалах! Ведь мало кто уже ходит покупать билеты в кассе, сейчас все это можно сделать не вставая с любимого дивана, ткнув несколько раз в экран смартфона. Да и камеры хранения сильно изменились. Уже наверное нигде не осталось таких ячеек как на фото, а ведь еще лет двадцать назад такие были на каждом вокзале.

Диспетчер Руденко В. Ф. по радио ведет переговоры с кассами города Макеевки
Диспетчер Руденко В. Ф. по радио ведет переговоры с кассами города Макеевки

Да и сам процесс продажи билетов изменился до неузнаваемости. Теперь билетный кассир проверяет наличие мест на нужный поезд с помощью компьютерной программы. За пару секунд можно получить ответ на запрос по любой станции пересадки, по всей сети железных дорог России! Раньше все было намного сложнее, учет билетов велся диспетчерами, а кассиры, что-бы уточнить наличие билета на тот или иной поезд, должны были связываться с ним по телефону.

Диспетчерская стола заказов вокзала станции Донецк.
Диспетчерская стола заказов вокзала станции Донецк.

Удивительно в наш цифровой век выглядит рабочий стол кассир или диспетчера! Множество бумаг, которые приходилось заполнять вручную, старенький телефон и радио - вот и все, что было необходимо для продажи билетов в то время.

Автоматическая справочная установка на вокзале станции Донецк
Автоматическая справочная установка на вокзале станции Донецк

Но были и новинки, которые помогали пассажиру разобраться в расписании поездов и стоимости билетов. Назывались такие аппараты - Автоматическая справочная установка. Нажав на клавишу с названием нужной станции, пассажир тут же видел за стеклом страничку с нужной ему информацией! Почти Яндекс, только страничка была не электронная, как сейчас, а сама настоящая, бумажная. После получения запроса, аппарат перелистывал специальный набор страничек и останавливался на той, которая соответствовала выбранной пассажиром станции.

Погрузка багажа в вагон автопогрузчиком на станции Донецк.
Погрузка багажа в вагон автопогрузчиком на станции Донецк.

Коснулись современные технологии того времени и погрузки багажа. На одном из фото, поддон с грузом поднимает в вагон автопогрузчик. Кстати, вагоны в пассажирских поездах дальнего следования в середине 60-х, уже были цельнометаллические, почти такие-же, как используют на железных дорогах России сейчас.

Уборочная техника на перроне станции Донецк.
Уборочная техника на перроне станции Донецк.

Применялась механизация и для уборки, как внутри вокзала, так и снаружи. Вот такие симпатичные пылесосы катались по перрону, вызывая неподдельный восторг у детворы, которая томилась в ожидании поезда под неусыпным вниманием родителей.

Зал ожидания вокзала станции Донецк.
Зал ожидания вокзала станции Донецк.

Ну и перед тем как отправится к следующей станции, посмотрим на зал ожидания донецкого вокзала. Самые обычные люди ждут своего поезда. Кто-то читает газету, кто-то спит. Деревянные лавки, которые вы видите на фото можно было застать на вокзалах еще в 90-х годах, а вот такого обилия зелени мне встречать не приходилось. Кстати большое количество цветов, очень характерная черта всех вокзалов нашей дороги в то время.

Вокзал станции Ясиноватая.
Вокзал станции Ясиноватая.

С помощью пригородной электрички переместимся в Ясиноватую. Здешний вокзал тоже пострадал во время войны и был снесен, а на его месте в 1952 году построили новый. Кстати, вокзалу станции Ясиноватая был присвоен статус памятника архитектуры, о чем свидетельствует специальная табличка укрепленная на стене здания.

Зал ожидания вокзала станции Ясиноватая.
Зал ожидания вокзала станции Ясиноватая.

Ясиноватский вокзал мало чем уступал донецкому в размерах и красоте! Такие-же высокие потолки и огромные окна, обилие декора на стенах и потолке, тяжелые деревянные двери с медными ручками, все это создавало впечатление, что это не вокзал а какой-то дворец или театр.

Зал ожидания вокзала станции Ясиноватая.
Зал ожидания вокзала станции Ясиноватая.

Ясиноватая в те времена являлась важным пересадочным узлом, с большим количеством пассажирских и пригородных поездов. Не удивительно что вокзал отстроили с размахом - народу здесь всегда было много. Посмотрите, как прекрасно выглядел зал ожидания! Картины, живые цветы в кадках - такого на современных вокзалах не встретить.

Справочное бюро вокзала станции Ясиноватая.
Справочное бюро вокзала станции Ясиноватая.

Из-за большого пассажиропотока, билетные кассы старались обеспечить по последнему слову техники. Вот например, подпись к одному из фото сообщает нам, что в справочном бюро установлена радиостанция, работающая со станциями Енакиево, Дебальцево, Горловка, для передачи наличия свободных мест.

Справочные автоматы в зале ожидания вокзала станции Ясиноватая.
Справочные автоматы в зале ожидания вокзала станции Ясиноватая.

Как и в Донецке, в Ясиноватой установили справочные автоматы, которые проработали там до конца 90-х годов. Я помню как мне в детстве нравилось нажимать на кнопки и слушать шуршание переворачивающихся страниц. Отогнать меня от такой игрушки было сложно!

Доставка билетов на дом.
Доставка билетов на дом.

А вот на этом фото, показан момент передачи билетов, для доставки их на дом. Оказывается была и такая услуга, и практиковалась она повсеместно, как и доставка багажа. В Ясиноватой, например, для развозки использовали мотороллер "Вятка". Интересно, но девушку за рулем я видел только на этом фото, на остальных, управляют такими "колесницами" только мужчины. Интересно, насколько редко можно было встретить за рулем женщину в 60-х годах? Если знаете - пишите в комментарии!

На перроне станции Красный Лиман.
На перроне станции Красный Лиман.

Ну а теперь, давайте сядем в уютный вагон скорого поезда Мариуполь - Ленинград, и переместимся на крупную узловую станцию Красный Лиман. На перроне как всегда многолюдно, через станцию проходит много транзитных поездов южного направления, а кроме того, отправляется и прибывает более десяти пар пригородных.

На перроне станции Красный Лиман.
На перроне станции Красный Лиман.

Вот, на первом пути, как раз производится посадка на какой-то пригородный электропоезд. Обратите внимание на вагоны - в них нет автоматических дверей, да и внешне они не сильно похожи на современные электрички. Что-же это за поезд? Ответ прост - это электропоезд серии Ср, которые производили в СССР в 50-х годах прошлого века. Сейчас такие можно встретить только в музее, да и то, не в каждом.

Билетные кассы вокзала станции Красный Лиман.
Билетные кассы вокзала станции Красный Лиман.

Кипит работа и в кассах! Вот фотограф заснял для нас момент продажи билета. Как и на других вокзалах, все бланки заполнялись вручную, что иногда приводило к ошибкам и продаже одного места дважды.

Билетные кассы вокзала станции Красный Лиман.
Билетные кассы вокзала станции Красный Лиман.

А вот так выглядели кассы со стороны зала ожидания. Можем рассмотреть, как одевались люди в середине 60-х годов прошлого века.

Упаковка багажа на станции Красный Лиман.
Упаковка багажа на станции Красный Лиман.

На следующем снимке мы видим процесс приема и упаковки багажа. Подобную процедуру можно было увидеть на любой станции, где имелось багажное отделение. А вот доставка к поезду в Красном Лимане осуществлялась с помощью электрокары. Как видим и здесь внедряли технические новшества, призванные облегчит труд железнодорожников.

Доставка багажа к поезду на станции Красный Лиман.
Доставка багажа к поезду на станции Красный Лиман.

Имелись на вокзале в Красном Лимане и справочные автоматы, и судя по фото они пользовались спросом у пассажиров. Теперь не нужно было стоять в очереди к справочному бюро, а поиск информации занимал всего пару секунд. Правда, ответить на все вопросы автомат не мог, это вам не Яндекс!

Справочные автоматы в вокзале станции Красный Лиман.
Справочные автоматы в вокзале станции Красный Лиман.

Вот так, на примере трех станций Донецкой железной дороги, мы можем увидеть, как выглядели вокзалы на железных дорогах СССР в середине 60-х годов. Больших отличий между Донецком и, например, Таганрогом или Воронежем не было. Отличались только здания вокзалов, где-то они были еще старые, довоенные и дореволюционные, а где-то новые. Внутри все было примерно одинаково.

На этом мы завершаем наше путешествие в прошлое! Если понравилось - ставьте лайк и подписывайтесь на канал! Будет интересно!

Мой канал в ТГ: https://t.me/putevoy_obhodchik

И группа в ВК: https://vk.com/putevoyobhodchik

Если вам понравилась статья - можете поддержать автора канала и перевести небольшую сумму на мою карту СБ РФ 2202 2056 7396 0735. Все деньги полученные от вас пойдут исключительно на покупку железнодорожных книг и журналов, необходимых для написания новых статей. Благодарен за любую помощь!

СССР
2461 интересуется