Правду говорят – талантливый человек талантлив во всём. Екатерина Робертовна Рождественская (р.1957) прославилась своими фотоработами и, в частности, удивительным фотопроектом «Частная жизнь». Это замечательная серия фотопортретов наших современников в образах прошлого. А потом она создала ещё много интересных фотопроектов. Кто читает журнал «Караван историй», тот знает.
На самом деле, залезши в Википедию, я узнала, что по образованию Е.Рождественская – журналист и переводчик с английского и французского языков (окончила МГИМО по специальности «международные отношения), так что литературное творчество, как мне кажется, более для неё естественно. Но писать она начала лишь в 2015 году (по крайней мере, в этом году вышла её первая книга – мемуары, посвящённые семье, отцу.) затем вышли ещё две книги, а в 2017 году – книга, которая и попалась мне в руки.
Рождественская, Е. Зеркало. Московская мистическая сага.
В книге 250 страниц, я прочитала её за день. Почему и говорю, что талантливый человек талантлив во всём. Удивительным языком написана книга. Читается, как стихи, как песня. Какие образы, описания, сравнения!!!
«Над окнами поднималась почти летняя невесомая пыль, дворник яростно мёл мостовую. Что там было утром мести, ночью прошёл дождик и всё смыл, а что не смыл, то прибил. Пыль летела до высокого первого этажа и в луче майского уже довольно жаркого солнца, искрясь, красиво просачивалась в форточку и, погуляв по утреннему комнатному воздуху, успокаивалась на ковре перед зеркалом»
«Зеркало бесстрастно смотрело на эту обычную человеческую смерть и на крошечное, никому не заметное и чуть светящееся облачко, которое поднялось над телом Натальи Матвеевны. Вдруг облачко дёрнулось и быстро полетело в сторону зеркала, словно там, в зазеркалье, открылась форточка и подул сквозняк. Он подхватил прозрачный и невесомый сгусток воздуха, похожий на зонтик одуванчика, и понёс, чтобы скорее спрятать его там, в темноте и неизвестности».
Как и следует из названия, зеркало - полноценный персонаж романа. Оно, живя в нескольких поколениях московской семьи, становится свидетелем рождений и смертей, свадеб и супружеских измен, а также является проводником в потусторонний мир. Эта мистическая линия романа лишь слегка очерчена и, на мой взгляд, не очень-то и нужна в таком жанре, как семейная сага.
Да, собственно, и сагой-то книгу назвать сложно (это я уже о минусах романа). В 250 страниц и 11 глав невозможно вместить жизнь 6-7 поколений (под конец я уже сбилась со счёта, потому что чем ближе к концу, тем пунктирнее становилось повествование). По стилю чем-то напомнило романы Маргариты Хемлин – она тоже умела вмещать целую жизнь в несколько глав.
Впрочем, видимо, такова была задумка автора, ведь недаром главы своей саги она назвала «День первый», «День второй», и так далее, до дня десятого. То есть, примерно из каждого десятилетия ХХ века выхвачен один день – от начала ХХ века, через первую мировую войну, через революцию и уплотнение, через аресты и репрессии, через Великую Отечественную и вторую волну репрессий, через мирно-застойные 60-70-е и голодно-разбойные 90-е к самому концу века. Вот именно так, пунктиром, но умело захватив все основные этапы, все приметы столетия.
И совсем я не поняла, почему в библиографическом описании книга названа «Книга о Роберте Рождественском и нашей семье» и зашифрована издательством не в художественную литературу, а в литературоведение.
В общем, если оценивать произведение, то за язык я поставила бы 5, за сюжет – 4, а за его реализацию, пожалуй, 3. На мой дилетантский взгляд, расширить бы это повествование, довести бы его до ума – настоящая интересная сага бы получилась.
Этот материал ранее был размещён мною здесь: https://my.mail.ru/community/manuscripts/4BFE43EA194FC45D.html
Рождественская, Е. Девочка с Патриарших. – М.: Э, 2018.
«Девочка с Патриарших» - вторая книга Екатерины Робертовны Рождественской, прочитанная мной, после «Зеркала». Прочитав название, я подумала, что это будет что-то автобиографическое. И даже не заметила сначала подзаголовок книги – «психологический роман». На самом деле, я бы назвала этот роман психологическим триллером.
Начало книги вполне спокойное, описывает жизнь старого московского двора примерно в начале 60-х годов. Ещё живы и достаточно молоды пришедшие с войны ветераны, ещё не ушла в прошлое жизнь, когда все в доме (и в соседних) друг друга знают и всё друг про друга знают - кто в какой квартире живёт, кто чем дышит; а подростков из соседнего двора могут и не пустить в двор свой.
В квартире на первом этаже живёт семья молодых архитекторов - Варя, Володя и их дочка Нина - подросток девяти лет. Семья была вполне счастливой до тех пор, пока Варя не влюбилась в своего начальника Игоря Сергеевича. Володя ушёл из дома, а у Нины появился отчим. И, как это часто бывает в порыве нового семейного счастья, дочь ушла на второй план. Мама с новым мужем проводили вечера вне дома – гости, театры, прогулки. А девочка оставалась дома одна. Многие так жили, и ничего ни с кем из детей не случалось. Но тут обстоятельства сложились так, что окно Вариной комнаты выходило в глухой угол двора. И его заприметил педофил. И стал регулярно приходить под окошко и пугать девочку. Нет, ничего страшного он с ней не сделал и сделать, наверное, не мог, поскольку был простым мелким извращенцем, а окно комнаты было забрано решёткой. Но психике девочки был нанесён урон: она не понимала, кто он такой, что ему нужно, и как сказать об этом маме. Дело дошло до нервного срыва.
Нина смогла оправиться от потрясения (подозреваю, что многие дети сталкиваются в нежном возрасте с извращенцами, и большинство впоследствии вырастают нормальными людьми). Но конец романа, который сначала показался мне неоправданно кинематографичным, говорит о том, что бесследно для детской психики такие стрессы не проходят.
Мораль книги в том, что взрослые должны быть внимательнее к своим детям и не забывать про них, даже если у самих в личной жизни подъём, бурление и кипение.
На книге стоит знак «18+», в ней имеется ненормативная лексика, но лично мой слух и взгляд она не оскорбила, поскольку очень органично вплетена в ткань повествования – так, с матерками, изъясняются местные алкаши и другие жители и жительницы послевоенного московского двора.
Этот материал ранее был размещён мною здесь: https://my.mail.ru/community/manuscripts/450D069A7646CE34.html