Найти тему
Ностальгия

Морион 200У-103С - 200 Ватт. Обман потребителя или качественный усилитель?

С виду похож на импортные усилители 90-х годов. Правда на какой именно не скажу. Скорее образ собирательный)
С виду похож на импортные усилители 90-х годов. Правда на какой именно не скажу. Скорее образ собирательный)

Всем доброго времени! В прошлой статье я весьма лестно отозвался о Маяке 300УМ, как об отечественном продукте постразвального времени. Не будем тут делить бывший СССР на страны. Ибо аппараты выпущенные на заводах хоть уже и бывшего Союза (пусть некоторые уже заграницей) я привык называть именно "отечественные". Тут со мной косвенно согласятся не только аудиолюбители, но и коллекционеры. Думаю глупо привязываться к "до 91-го и после". Но речь не об этом. Тему коллекционирования я подниму отдельно. Речь пойдет о гонке за потребителем 90-х. В частности о том, что ему предлагали в то время. Конечно же в лице одного из усилителей и небольшом сравнительном обзоре.

Времена были не из легких. Многие заводы, выпускавшие аудиопродукцию в те года в большинстве случаев либо "доделывали" то, что уже было разработано, либо воплощали в свет что-то новое, но из своих (уже скудных) возможностей. Оставим лирику. Перейдем к некоторым цифрам того времени. Многие помнят, как на тех же акустических системах первые цифры после названия (не беру маркетинговое S90) в 70-80х означали номинальную мощность, затем переросли в максимальную, а затем в пиковую. Хотя оставались по сути одними и теми же колонками. Особенно отличились те же Амфитон/Лорта. Например 25АС-027 поэтапно переросшие в 150АС-007. Даже первые постсоветские Radiotehnika S90B рижане переименовали в Euromatic S-400B. Были у меня такие. Разницы нет никакой от слова совсем (разве что в надписях). Некоторые усилители в этом плане не стали исключением. Но поговорим мы не о переработке "старого", а о разработке нового в те года. Причем не только в плане мощности, но и дизайна.

Коммутация довольно таки неплохая. Есть разъемы старого образца и тюльпаны. Так же удобные, современные клеммы для подключения АС. Ну и дополнительные ответвления сети
Коммутация довольно таки неплохая. Есть разъемы старого образца и тюльпаны. Так же удобные, современные клеммы для подключения АС. Ну и дополнительные ответвления сети

"Темная тема" 90-х отразилась напрямую и на выпускаемой аудиотехнике тех лет. Звучит иронично, но с долей истины. С одной стороны переход от светлых цветов к более модным на то время черным, от алюминия к пластику. С другой - от более-менее преобладающего качества и честности к ширпотребности и маркетингу. Но это понятия общие (точнее общепринятые).

По мне, так стойка выглядит очень хорошо, строго и современно. За внешний вид я бы поставил баллов 8 из 10.
По мне, так стойка выглядит очень хорошо, строго и современно. За внешний вид я бы поставил баллов 8 из 10.

Морион 200У-103С выпускали на Пермском заводе аппаратуры дальней связи "Морион" в начале 90-х. Это усилитель который не был одиночкой. Его выпуск планировался в составе комплекса. В который входили:

1. Магнитофон-приставка Морион МП- 101, клон кассетной деки Вега 120 в черном цвете, в последствии чуть переработанной в Морион МП-101-1 и 101-2. Разработанной и вышедшей в свет еще при Союзе в 87-м году. Одна из дек Морион у меня датирована 12.92. Судя по всему выпуск магнитофонов начат раньше, чем появилась идея со стереокомплексом. Да и в дизайне дека, если присмотреться, чуть отличается от усилителя и эквалайзера.

2. Довольно таки редкий (можно сказать полуопытный) эквалайзер Морион Э-103С. Причем в двух версиях. Со спектроанализатором на борту и без. Оба есть у меня в коллекции. Сделаю обзор и на них. Период выхода в свет примерно 94-96 годы

3. (только лишь версия) Тюнер Морион Т-201С. Такой есть в музее в Перми. Информации практически нет. Но, судя по дизайну на одном имеющимся фото в сети, он тоже должен был входить в стойку.

Никому неизвестный тюнер Морион Т-201. Случайно "набрел"на него в интернете. Фото от сюда https://dobriy-samarit.livejournal.com/649985.html
Никому неизвестный тюнер Морион Т-201. Случайно "набрел"на него в интернете. Фото от сюда https://dobriy-samarit.livejournal.com/649985.html

4. Собственно сам усилитель Морион 200У-103С. Период выпуска примерно такой же, как у одноименного эквалайзера. Тут можно судить только по датам на задних стенках аппаратов. Дизайн надписей на панелях так же немного отличался.

Чаще встречающийся усилитель с красной надписью "Морион" сверху
Чаще встречающийся усилитель с красной надписью "Морион" сверху

Если оценивать дизайн даже трех блоков, то он на мой взгляд и в наши дни выглядит весьма современно, строго и лаконично. Не даром многие коллекционеры хотят собрать данную стойку. Но если усилитель и деку найти легко, то с эквалайзером чуть по сложнее.

Сам же усилитель, как отдельный блок, чем-то напоминает недорогой импорт. Если говорить о поколениях винтажной техники, то с виду он полностью отражает "лицо" аппаратуры тех лет. В принципе, и со стороны потребителя не должен оставаться незамеченным. Но так ли он хорош и надежен в деле? Здесь я (к сожалению) не в плане звучания поставлю ему в лоб два его сверстника и собрата по мощности: Одиссей 100У-021 и Феникс 200У-010С. Оба этих усилителя есть у меня в коллекции. Да и через мои руки их несколько штук прошло. Один Феникс я даже пытался починить. Но на стадии ремонта у меня нашелся на него покупатель, и до финала дело не дошло. К слову, Морионов у меня было тоже несколько. На удивление все попадались в рабочем состоянии. Чего я не могу сказать о Одиссее, и, тем более о Фениксе. Если у первого в основном были проблемы с его регуляторами РП1-57, то у второго в основном, как с ними, так и с его весьма перемудренной системой питания. Не говоря уже за замену сухостоя. Регуляторы РП - это отдельная песня. Кто-то пишет на форумах, что они прекрасно ремонтируются. Правда не все. Но я отношусь к ним скептически. Во-первых потому, что с завода закрытый (завальцованный) регулятор для ремонта необходимо разбирать, во-вторых не факт, что починишь, в третьих - его редкость и дороговизна на площадках объявлений. Благо в Морионе их нет. Там стоят простые СП3-33 с графитовым напылением. Да, минусы есть и у них. Но их проще чистить и легче найти новые даже в наши дни.

Компоновка в плане ремонта в принципе весьма удобная. Да, тороидальный трансформатор тоже можно отнести к плюсам усилителя
Компоновка в плане ремонта в принципе весьма удобная. Да, тороидальный трансформатор тоже можно отнести к плюсам усилителя

Еще одна отдельная песня его собратьев - это панели и реализация кнопок. У Одиссея часто страдает первое, у Феникса второе. Нередко (редкий) Феникс 200У на площадках объявлений можно увидеть без некоторых кнопок коммутации. Они легко отваливаются и теряются. Ценовая политика на данные усилители примерно одинаковая. Морион даже немного дешевле. За "+-" рабочие и более менее живые с виду экземпляры просят примерно от 7 до 14т.р. (2020-2022г). Одиссей примерно так же. Фениксы, видимо в виду их редкости, и нерабочие (на моей памяти) по 10 уходили.

То есть, если исходить из надежности, между этими тремя усилителями я бы выбрал Морион. А вот схемотехнически разница небольшая есть. Хоть с виду внутренности у трех усилителей похожи. Например в Морионе стоит всего по 4 выходных транзистора (КТ8101 + 8102) на канал. В Одиссее по 8 (тех же самых). В Фениксе (на сколько помню) по 12(честно, названия не помню, помню, что в металле). Касательно максимальной выходной мощности я могу судить только со слов одного моего товарища, который сравнивал Одиссей и Морион в лоб. И рассказывал, что Одиссей мощнее. Точнее более честный и выдает свои 100 Ватт на 8 Ом. Здесь я оставлю небольшой пробел. Ибо на данный момент мои Одиссей и Феникс прибывают в состоянии под профилактику. Работает только Морион. + моя коллекция и мастерская в режиме переезда. Поэтому после переезда постараюсь провести замеры мощности уже на видео. Если кто-то имел опыт "замеров" Мориона, пожалуйста напишите. Паспорта заводского у меня нет. А исходя из данных в интернете у него 100 Ватт номинально при 8 Омах. 200 максимально. Если это на канал, то слабо верится.

Транзисторы расположены снизу радиаторов. В том же Одиссее и Фениксе по внутренним бокам.
Транзисторы расположены снизу радиаторов. В том же Одиссее и Фениксе по внутренним бокам.

Немного о звучании. Если честно, при первом включении усилителя, мои надежды на его звучание не оправдались. Точнее оправдались процентов на 30. Да, есть запас мощности. Но, помнится, те же Кливер 150АС-009 он не "вытянул" на максималке. Был случай, когда я его с данными АС повез на День рождения друга. Там регулятор громкости и НЧ были в прямом смысле в максимуме. А Кливера хотели и могли принять "еще"). Так что не выдает он 200 максимальных Ватт на 8 Ом в плане заявленной мощности (на мой слух). Как домашний усилитель он мне тоже не особо зашел. Если слушать на относительно небольших громкостях, так по мне та же Радиотехника У101 звучит интереснее. Чего-то не хватает. С одной стороны НЧ, с другой какой-то что-ли отчетливости. Соглашусь с формулировкой некоторых аудиолюбителей, которые любят называть подобное незаурядное звучание "пластмассовым". В общем плюсов ровно столько же ,сколько и минусов. Ах да, чуть не забыл. Приятный бонус в виде того, что можно подключать одновременно две пары АС. На Одиссее этого сделать нельзя. Хотя есть одна версия (я ее называю вокальной) без кнопок селектора перезаписи. Там есть возможность прослушивания двух пар АС. Но об этом мы поговорим уже отдельно про данный усилитель.

Одна из колонок Кливер 150АС-009, которая на тот День рождения "ускакала" со стола на пол. В последствии была восстановлена)
Одна из колонок Кливер 150АС-009, которая на тот День рождения "ускакала" со стола на пол. В последствии была восстановлена)

В общем моя оценка Мориону 6 из 10. Свои деньги он вполне отрабатывает. Но не более.

С вами был Алексей. Канал Ностальгия. До новых встреч!