Найти в Дзене

Тревожно-педантичный подросток

Оглавление
Фото от sc01.alicdn.com
Фото от sc01.alicdn.com

Людей при всем разнообразии их характеров и поведения можно отнести к одному из 10-ти типов актентуаций.

Подросткам в силу бурных биохимических процессов свойственная определенная дисгармоничность, обостряющая акцентуацию. Но не следует беспокоиться без особых причин! Акцентуация – это не психическая патология.

Зная акцентуацию своего подростка, вы сможете найти к нему правильный подход, помочь ему осмыслить те проявления, которые делают его уязвимым к внешним условиям и обстоятельствам, помочь сформировать осознанные реакции, нейтрализующие стресс.

У каждого типа акцентуации есть свои сильные стороны. Зная об этом, ваш подросток может на них опираться в своем развитии и выстраивании отношений с окружающими.

В серии статей мы рассмотрим разные акцентуации. Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить очередную публикацию

Типы акцентуаций

Гипертимный подросток

Циклотимный подросток

Лабильный подросток

Подросток астено-невротического типа

Сенситивный подросток

Тревожно-педантичный

Интровертированный подросток

Возбудимый подросток

Демонстративный подросток

Неустойчивый (безвольный) подросток

Тревожно-педантичный тип

Если вы замечаете у своего подростка склонность к рационализации (рассуждательству), «самоедству», тревожной мнительности, порой нерешительности, то вашего ребенка, скорее всего, можно отнести к тревожно-педантичному типу.

У таких детей могут возникать навязчивые опасения и страхи чего-то что может произойти / не произойти в будущем. Порой, такой подросток может предполагать события маловероятные, фантастические, но в его воображении ужасные и непоправимые, которые могут произойти с ним самим, а еще страшнее – с близкими ему людьми, к которым он страстно, почти патологически привязан.

Например, может быть острая тревога за мать (как бы она не заболела или не умерла), при том, что здоровье матери объективно не внушает опасений. Такой подросток может представлять себе картины всяческих несчастных случаев.

Педантизм подростка этого типа выражается в том, что он придумывает себе различные приметы и ритуалы, которые служат ему в качестве психологической защиты от постоянной тревоги за будущее и строго, порой до патологического педантизма, их соблюдает. Такими ритуалами могут стать специальные жесты, заклинания, действия.

Природа педантизма подростков кроется в том, что они уверены, что если все предусмотреть, перепроверить, то можно избежать неприятностей в будущем.

Отсюда может быть требование, порой маниакальное, к тому, чтобы все вещи лежали на своих местах в установленном порядке.

Нерешительность особенно ярко проявляется тогда, когда необходимо сделать выбор. Всякий самостоятельный выбор, как бы малозначим он ни был (например, какой фильм пойти посмотреть), может стать предметом долгих и мучительных колебаний. Однако уже принятое решение тревожно-педантические подростки должны немедленно исполнить, ждать они не умеют, проявляя удивительную нетерпеливость.

Порой как гиперкомпенсация неуверенности может проявляться в виде неожиданной самоуверенности, безапелляционности в суждениях, утрированной решительности и скоропалительности действий как раз в тех ситуациях, когда требуется осмотрительность и осторожность. Происходящие после этого неудачи еще больше усиливают нерешительность и сомнения.

Тревожно-педантичные школьники, как правило, воспринимаются как очень послушные и исполнительные ученики. Это обстоятельство приводит к тому, что их считают ответственными. Не стоит ожидать у тревожно-педантичных подросток особенных достижений в делах, требующих общения и инициативы. Хотя в условиях спокойной, размеренной работы, четко регламентированной, не требующей инициативы и многочисленных контактов, такой подросток чувствует себя, как правило, хорошо.

Тревожно-педантическому типу не свойственна (за исключением редких случаев гиперкомпенсации) склонность к нарушениям правил, законов, норм поведения, курению, употреблению алкоголя, сексуальным эксцессам, побегам из дому, суицидам. Такого рода тенденции, видимо, полностью вытесняются навязчивостью, мудрствованием, самокопанием.

Родителям тревожно-педантичного подростка стоит избегать методов наказания и запугивания. Чаще хвалите ребенка за любые проявления активности и самостоятельности.
Будьте доброжелательны и оптимистичны в общении со своим подростком, помогайте ему увидеть позитивные перспективы разрешения трудных ситуаций, в которые он может попасть.

Читайте также статьи:

Гипертимный подросток

Циклотимный подросток

Лабильный подросток

Подросток астено-невротического типа

Сенситивный подросток

7 триггеров, которые помогут вам испортить отношения с вашим подростком

7 важный вещей, которые стоит знать о себе подростку