Сегодня на вторичном рынке большинство риэлторов работают с клиентами только по одному документу – «Договор оказания услуг».
Называться он может по-разному, но суть одна.
Что делает для вас агент
Оказывает информационные услуги по подбору квартиры или покупателя на вашу квартиру, принятию/внесению аванса/задатка/подписанию предварительного договора и проведению сделки купли-продажи.
В общем и целом, риэлтор консультирует вас, ищет информацию и – в лучшем случае – выезжает на показы/просмотры.
А еще – помогает вам внести или принять деньги, подписав договор аванса или задатка. Потом опять-таки помогает провести сделку.
Только помогает и консультирует. Все.
И, конечно, забирает свою комиссию.
Тонкие моменты
1. Когда вы платите агенту
Тут все просто – 99% процентов агентств недвижимости хотя получить всю комиссию либо до, либо на сделке.
Хотя их работа заканчивается
- после получения выписки из ЕГРН с данными по купленной квартире на ваше имя.
- либо получением денег (если вы продавец).
- либо – что должно правильнее всего – подписание акта-приема передачи квартиры.
В зависимости от того, какое из этих трех событий наступит последним.
В идеале - именно подписание акта-приема передачи. В нем фиксируется что у сторон нет претензий друг к другу как по квартире, так и по расчетам по сделке.
Получение же риэлтором своей комиссии ДО перехода права особенности на объект сделки – порочная практика.
Которой уже более 30 лет.
2. Рекламный бюджет
Интересная тенденция – риэлторы стали отдельно брать деньги за оплату рекламы квартиры клиентов-продавцов.
Звучит здраво: «Реклама стоит денег (услуги фотографа, маркетолога, стоимость размещения). Ее надо оплатить».
И если вы безоговорочно доверяете агентству недвижимости, то, конечно, можете отдать денег. Деньги ваши же
Но задайте простой вопрос: «А если моя квартира не продастся в нужные мне сроки и за нужные мне деньги, деньги за рекламу мне вернуться?» и вы услышите ответ «Нет».
Тогда задайте второй вопрос: «Раз я рискую своими деньгами, то могу я влиять на текст, качество и количество фотография в рекламе и выбор площадок для размещения?» и вы снова услышите «Нет».
И зачем вам рисковать своими деньгами, если вы можете точно также все сделать сами – нанять фотографа, написать текст и выбрать, где и за какие деньги рекламировать свою квартиру.
Риэлтор, конечно же, будет упирать на то, что а) у агентства есть скидки на размещение и б) есть «закрытые» рассылки по агентам, которые помогают продавать квартиру «намного быстрее».
Но, во-первых, у вас, как собственника, часто есть вообще бесплатное размещение рекламы своей квартиры. А во-вторых, рассылки вряд ли берут денег за попадание квартиры.
И риэлтор, получивший договор с вами, может сделать это и без рекламного бюджета.
Вообще идея рекламный бюджета успешно работает на рынке элитный квартир – там рекламная кампания дорогая по определению.
Но когда агент просит у продавца однушки денег на ее «продвижение», я бы задумался.
3. Штрафы и оплата услуг
Тут все просто. Есть «Закон о защите прав потребителей» и договор об оказании услуг между физ. лицом и агентством недвижимости подпадет под его действия.
А это значит, что заказчик (клиент) может в любой момент расторгнуть договор с исполнителем (агентством недвижимости) с выплатой последнему фактически понесённых расходов.
При этом расходы должны быть обоснованными как по цифрам, так и по необходимости их совершения именно для работы с данным клиентом.
Агентства прекрасно это знают.
Но все равно запугивают клиентов штрафами и «вы все равно нам всё заплатите». И люди все еще ведутся на эти уловки.
А зря.
Итог
В подавляющем большинстве случаев де-юре риэлтор лишь оказывает вам информационную услугу. Правда, по разным вопросам. И эти услуги могут помочь решить вам вашу жилищную проблему. Или не помогут. Тут как пойдет. Или как выберете агента
________________________
В телеграм-канал «Риэлтор не нужен!» статьи появляются раньше. Плюс – новые материалы, которые никогда здесь не будет.
Подписывайтесь, если хотите получать новые материалы первыми!