Найти тему
Менторы бизнеса

О чем важно помнить при создании долгосрочной стратегии компании

Немногие компании на своём пути подходят к задаче формирования стратегии в более серьезной форме, чем “хотим выручку Х через N лет”, и еще меньше - “с помощью шагов A, B, и C”.

Несколько важных подсказок тем бизнесам, которые вдумчиво строят долгосрочную стратегию:

1. Компания - это сумма ценностных предложений для ее стейкхолдеров

Полагаю, ни ценностное предложение, ни стейкхолдеров объяснять не требуется. Стоит обратить внимание, что здесь нет слова “уникальное”, которое растиражировано курсами о продуктовых подходах.

2. Случайности недооцениваются

Они в значительно большей степени встречаются на пути и могут влиять на развитие событий, чем мы обычно предполагаем. Я тут вспомнила слово “серендипность” - качество, которое позволяет благодаря особой наблюдательности подмечать случайности, делать глубокие выводы и находить неожиданные решения. В общем, чрезвычайно полезное для предпринимателей свойство, которое можно развить.

3. Футурологи, в действительности, - талантливые историки

Или “стратег - тот, кто очистил историю от случайностей” ((с) Фёдор Рагин, автор курса по стратегическому мышлению в НИУ ВШЭ). Все события будущего - это продолжение трендов прошлого и настоящего. Ищем объяснения, что в прошлом бизнес-экосистемы, социальных институтов и окружающей среды повлияло на стейкхолдеров, как именно они стали тем, что они есть в настоящем.

4. Прошлое - база для исследования будущего

Копать нужно на период в 2-3 раза больший, чем период стратегии. Например, если строим стратегию на 5 лет - в прошлое стоит заглянуть на 10-15 лет.

5. В исследовании будущего нужен не консенсус, а сценарии

Неизбежное будущее - это неизменное прошлое или прошлое с понятным и единственно возможным исходом, основа для всех возможных сценариев стратегии и главный фокус для вливания ресурсов. Альтернативные сценарии (сценарное будущее) тянутся от наблюдаемых изменений с понятными альтернативными исходами. Ну и не забываем про чёрных лебедей, которых может принести источник угроз - непознанное прошлое, несчитанные слабые сигналы.

Анастасия Гусакова

- ментор стартапов, ИТ-менеджер и консультант с 15-летним опытом в enterprise B2B и B2C ecommerce, дистрибуции и ритейле.