Найти тему
Душа моложе

Русские аристократки, принцессы, царевишны и не только...

ИРИНА и ФЕЛИКС ЮСУПОВЫ
ИРИНА и ФЕЛИКС ЮСУПОВЫ

Жизнь этой женщины, поистине, напоминала американские горки-так причудливо в ней переплетались счастье и горе, богатство и бедность, потери и приобретения. Княжна императорской крови, поразительная красавица, богатейшая невеста Российской империи, крестная дочь и любимая племянница императора Николая II, Ирина Александровна Романова (Юсупова) (1895-1970), графиня Сумарокова-Эльстон стала первенцем и единственной дочерью великокняжеской четы Александра Михайловича и Ксении Александровны Романовых.

На детских и юношеских фотографиях Ирен или крошка Рина-как называли ее родные-практически никогда не улыбается. Ее гувернантка, графиня Екатерина Леонидовна Камаровская, описывает ее как «дикую, конфузливую девочку, в которой чувствовался какой-то надлом». Способная, но ленивая, дерзкая и упрямая- такой была юная княжна, когда с ней впервые познакомилась будущая воспитательница. Опытный и чуткий педагог, Е.Л.Камаровская сразу поняла, что за личиной «злого волчонка» скрывался ранимый подросток, отчаянно страдавший от отсутствия родительского внимания и все более явного семейного разлада. Периодически мать выделяла ей 200-300 рублей на личные расходы-по тем временам это была фантастическая сумма. Ирина, не зная, как их потратить, заказывала себе земляничный торт, которым всегда лакомилась в одиночестве, пока ей не становилось плохо.

С разрешения родителей воспитательница ограничила ее траты 25ю рублями в месяц, приучив отчитываться во всех расходах. Постепенно Ирина научилась минимальной экономии. Она стала брать княжну с собой на пешие прогулки по Санкт-Петербургу, попутно знакомя девушку с его историей и архитектурой. В Гостином дворе они выбирали подарки всем членам семьи. Однажды там они встретили пожилую женщину с маленькой девочкой, которая просила купить ей куклу. Бабушка отказала, так как надо было купить еще и учебник для брата. Ирина, покраснев, сунула ей в руку 10 рублей и убежала. Надо ли говорить, что гувернантка не поскупилась на похвалы.

Со временем княжна научилась шить и вышивать-это умение ей очень пригодится в эмиграции, когда с мужем они откроют Дом моды в Париже, давший заработок многим соотечественницам в изгнании-ну а пока, под руководством Е.Л.Камаровской, Ирина с увлечением работает для благотворительных ярмарок и базаров Санкт-Петербурга.

Удалось наставнице наладить и ее учебный процесс. Особую озабоченность у нее вызывало преподавание искусств. Учитель рисования заставлял Ирину лишь копировать с рисунков, и никогда -с натуры. После того, как был приглашен другой педагог, дело быстро пошло на лад, ибо живопись Ирина любила и была к ней способна не менее, чем ее тетка, великая княгиня Ольга Александровна.

То же самое было и с музыкой. Как вспоминала сама Е.Л.Камаровская: «Учительница музыки, старушка, которая давала уроки еще самой Ксении Александровне, совсем не понимала своей задачи: она заставляла Ирину выучивать какую-нибудь вещь не по ее силам и принуждала по тактам долбить бесконечно каждую музыкальную фразу. От этого всякая охота к музыке была отбита у ученицы… Позднее я заменила ее другою, которая заставляла ученицу, главным образом, играть с листа, и вскоре Ирина стала недурно играть…».

Ненавязчиво удалось приучить юную княжну к серьезному чтению, а не только к фривольным французским романам, которые она читала тайком на половине родителей. Незаметно для себя, Ирина прошла всю русскую и зарубежную классику и отлично выдержала все экзамены домашнего обучения, принятого для девушек ее круга.

У нее стали появляться подруги ее лет, и кругозор княжны постепенно расширялся. Во время пребывания летом в имении отца Ай-Тодор в Крыму случилась ее судьбоносная встреча с князем Феликсом Юсуповым, который станет ее мужем, и это будет абсолютно счастливый брак. Ну а пока, наставница, видя их зарождающиеся чувства, решает поговорить с родителями Ирины, чтобы узнать, как они могут к этому отнестись. Не встретив никакого отклика у Ксении Александровны, графиня Камаровская обращается к князю Александру Михайловичу, и тот просит ее, не отстраняя Феликса, понаблюдать за ними, ибо такой союз ему кажется возможным, просто Ирина пока была еще очень молода. Учитывая неоднозначную репутацию красавца, ловеласа и щеголя Феликса в обществе, Екатерина Леонидовна встречается и с его матерью, княгиней З.Н.Юсуповой, намереваясь выяснить, действительно ли молодой человек настроен серьезно в отношении ее подопечной. Потрясенная материнской заботливостью гувернантки, княгиня Юсупова умоляет не отстранять ее сына, так как тот, по словам матери, имеет самые благородные намерения по отношению к Ирине Александровне.

Ирина Александровна Романова и Феликс Феликсович Юсупов стали мужем и женой в 1914 году. На брак их благословила императорская чета. Свои чувства к друг другу они пронесут через всю жизнь. Вот что писал князь Феликс своей нареченной из Соловецкого монастыря, куда отправился вместе с великой княгиней Елизаветой Федоровной перед свадьбой: «Дорогая Ирина, надеюсь, Вы не рассердитесь на меня, что я Вас называю по имени, но не всё ли равно, немного раньше или позже. Я так часто себе его мысленно повторяю, думая о Вас, что в письме к Вам было бы неискренно его пропускать. Тем более, что мы решили с Вами иметь искренние отношения, без всяких предрассудков… По вечерам много читаю, думаю о Вас, о наших разговорах, а также о том, что скоро Вас увижу. Теперь я вижу, как трудно мне жить без Вас, и меня всё тянет туда, где Вы. Как странно судьба сводит людей. Думал ли я, когда-нибудь, что в Вашей маленькой, неопытной головке уже существуют такие установившиеся взгляды на жизнь, и что мы с Вами эту жизнь понимаем и чувствуем одинаково. Таких людей, как мы с Вами, очень мало в этом мире и понять нас другим почти невозможно…»

В 1915 году на свет появилась их единственная дочь, Ирина младшая. Роды были очень трудными, и девочка родилась слабой. По воспоминаниям очевидцев, будущий отец так нервничал, как будто рожал он сам.

Российская империя переживала страшные времена, и князь Юсупов, любивший Россию, как и многие, считал причиной многих бед старца Григория Распутина. Вместе с единомышленниками Феликс составил план убийства Распутина. Примечательно, что его супруга, проживавшая тогда вместе с дочерью в Крыму, была обо всем осведомлена и полностью разделяла его убеждения. С Распутиным покончили во дворце на Мойке, где он страстно ожидал увидеть ослепительную красавицу. Служила ли Ирина Александровна невольной приманкой в этой трагической истории-мы до конца не знаем.

Но чета Юсуповых немедленно угодила в опалу и очутилась на время следствия под домашним арестом в имении князя Феликса «Ракитное» на Белгородчине. В 1917 году они переехали в Крым. Революция наступала, и однажды Юсуповы вынуждены были навсегда проститься с Россией. «Когда весной 1919 года красные подошли к Крыму, поняли мы, что это конец. Мы с Ириной поднялись на борт «Мальборо», где уже находилась императрица с великой княгиней Ксенией… Покидая Россию в этот день, 13 апреля, мы знали, что изгнание – ещё не самое тяжкое из того, что ожидало нас. Но мы представить себе не могли, что и спустя тридцать два года ему не будет конца!»-писал князь Феликс в своих мемуарах.

Юсуповым удалось вывезти с собой много предметов роскоши, и к тому же, у князя была вилла в Италии. Поначалу этого хватало для безбедного существования. В 1924 году он с супругой открывает Дом моды «Ирфе» (Ирина-Феликс). У них не было рекламы или делового опыта, но было свое видение моды и прирожденный художественный вкус. Париж увидел признанных красавиц Российской империи, и среди них-великолепную Ирину Юсупову. В доме «Ирфе» работали русские закройщики, модельеры, портные. Княгиня Юсупова принимает самое живое участие во всех деталях проекта. Она с увлечением моделирует, шьет и вышивает, а потом и представляет собственные платья на подиуме. Оригинальность, утонченность и аристократизм покорили европейскую публику. В 1926 году дом Ирфе выпускает свои духи, что вызывает еще больший фурор. Сама Ирина держится в тени. Скромная и сдержанная, как ее тетка Ольга, она не любит раболепства.

Дом Ирфе просуществовал 10 лет- сказалась предвоенная обстановка, и отсутствие деловой хватки Юсуповых. В 1932 году они подали иск к кинокомпании Метро Голден Майр за порочащие сведения в фильме «Распутин и императрица», где Ирина была показана любовницей Распутина. Слушания по делу длились долго и тяжело, но в итоге, супруги получили 250 тысяч фунтов стерлингов за моральный ущерб, что позволило раздать долги и обеспечить сносное существование еще на несколько лет.

К концу жизни у Юсуповых осталась только маленькая квартира в Париже, и минимум средств, доступных среднему парижанину. Их дочь Ирина вышла замуж за графа Николая Шереметева и родила внучку Ксению, общение с которой им доставляло много радости. От состояния богатейшего семейства в России не осталось практически ничего, но ни у Феликса, ни у Ирины об этом нет ни одного слова сожаления.