Найти тему

18. Тема 15. Морфология. Части речи. Имя прилагательное. Практическая работа 1.

Оглавление
Художник Сергей Панин.
Художник Сергей Панин.

Задание 1. Открой тетрадь, напиши число и тему.

Задание 2. Проверь правильность сделанной на предыдущем занятии работы. Исправь ошибки, если они есть.

Было задание: сделать морфологический разбор выделенных имен прилагательных.

С утра она весела и настроена благодушно.

Летом вода в озере синее, чем глубокой осенью.

Проверь правильность своей работы.

С утра она весела и настроена благодушно.

Весела - прилаг. (какова?).

1.Нач.ф. - веселый.

2. Морф. призн.: пост.: качественное; непост.: краткая ф., ж.р., ед. ч., Им.п.

3.Синт. роль: она была (какова?) была весела - сост. часть сказуемого.

****************

Летом вода в озере синее, чем глубокой осенью.

Синее - прилаг., (какова? В какой степени?)

1.Нач.ф. - синий.

2.Морф. призн.: пост.: качеств., непост.: полн.ф., степень сравн. - сравнительная, простая; ж.р., ед. ч.

3.Синт. роль: вода (какова? В какой степени?) синее - сказуемое.

*******************

Глубокой - прилаг. (какой?).

1.Нач.ф. - глубокий.

2.Морф. призн.: пост.: качеств., непост.: полн.ф., ж.р., ед.ч., Тв.п.

3.Синт. роль: осенью (какой?) глубокой - определение.

-2

Задание 2. Повторяем и закрепляем основные сведения об имени прилагательном.

Попробуй по таблице дать полную характеристику имени прилагательному.

-3

Задание 3. Повторим постоянные и непостоянные признаки имени прилагательного.

Рассмотри картину Сергея Панина. Прочитай стихотворение Ф.И.Тютчева.

Фёдор Иванович Тютчев.
Фёдор Иванович Тютчев.

Есть в осени первоначальной

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё — простор везде,-
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь —
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле…

Задание 4.

1.Опираясь на таблицы, выпиши " столбиком" из текста все слова имени прилагательного, определяя постоянные признаки, затем, непостоянные признаки.

Пример:

(В осени какой?) первоначальной - пост.пр.: ..., непост.пр.: ... Синт. роль - ...

(Пора какая?) дивная - пост. пр.: ..., непост. пр.: ... Синт. роль - ...

Род , число, падеж имени прилагательного определяется по роду, числу и падежу существительного, к которому оно относится.

При наличии степени сравнения у качественных прилагательных падеж не определяется.

-5

Задание 5. Определи синтаксическую роль в предложении каждого прилагательного.

Чтобы показать, какую синтаксическую роль выполняет каждое слово в предложении, подчеркни слова как члены предложения и подпиши название: определение или сказуемое.

-6

Задание 8. Проверь правильность своей работы.

Обязательно исправь все неточности!

(В осени какой?) первоначальной - пост. пр.: относит., непост. пр.: ед. ч., ж. р., Пр.п. Синт. роль - определение.

(Пора какая?) дивная - пост. пр.: относит., непост. пр.: полн. ф,, ед. ч., ж. р. , Им.п. Синт. роль - определение.

(День какой?) хрустальный - пост. пр.: кач.(переносн.знач.). , непост. пр.: полн., ед. ч., м. р., Им.п. Синт. роль - определение.

(Вечера каковы?) лучезарны - пост. пр.: качеств.(переносн.знач.), непост. пр.: кратк.ф.., мн. ч. Синт. роль - сказуемое.

(Серп какой?) бодрый - пост. пр.: качеств.(переносн.знач.), непост. пр.: полн., ед.,ч., м. р., Им.п. Синт. роль - определение.

(Волос какой?) тонкий - пост. пр.: качеств., непост. пр.: полн., ед. ч., м. р., Им. п. Синт.роль - определение.

(На борозде какой?) на праздной - пост. пр.: качеств.(переносн.знач.), непост. пр.: полн., ед. ч., ж. р., Пр. п. Синт. роль - определение.

(До бурь каких?) до зимних - пост. пр.: относит., непост. пр.: полн., мн. ч., Р. п. Синт.роль - определение.

(Лазурь какая?) чистая и тёплая - пост. пр.: качеств.. непост. пр.: полн., ед. ч., ж. р., Им.п. Синт. роль - определение.

(чего?)моря (каком?) голубом!..

-7

Подведём итоги занятия. Рефлексия.

1)Подумай и ответь: что после изучения этой темы тебе важно уяснить?

2)Расскажи, что ты повторил (повторила), а что нового узнал (узнала) на этом занятии.

3)Скажи, что было для тебя наиболее трудным?

4)Было ли тебе интересно изучать эту тему? Что оказалось наиболее интересным?

Домашнее задание. Повторить общее определение имени числительного.

-8

Дорогие друзья! Если Вы считаете мою Школу русского языка полезной Вам и другим людям, ставьте лайки, делитесь ими в соц.сетях, подписывайтесь на мой канал!

Я буду рада и благодарна Вам.


Поддержать автора: Сбербанк: 2202 2069 5648 6927.