Опухоль является результатом трансформации одной единственной клетки. В результате мутации нормальная до этого клетка перестает выполнять свои привычные функции и всю энергию перенаправляет на постоянное деление. В результате неконтролируемого деления таких «мутантных» клеток и появляется тот самый массив ткани, который мы можем увидеть на УЗИ или КТ и который мы называем опухолью.
Но в результате такой серьезной трансформации опухолевые клетки по многим признакам перестают быть похожи на своих нормальных предшественников и, по идее, должны быть распознаны клетками иммунной системы и уничтожены.
Почему же этого не происходит???
На самом деле происходит.
В организме любого из нас постоянно появляются мутантные клетки, обладающие потенциалом опухолевого роста, но абсолютное большинство из них распознается как чужое и уничтожается еще до формирования опухоли.
На появление опухолевых клеток возникает иммунный ответ - образуются антитела и специальные иммунные клетки (Т-клетки). Беда в том, что опухолевые клетки размножаются быстрее клеток иммунной системы, да к тому же выделяют вещества, изменяющие иммунный ответ так, что возникает «невидимость» мишеней для клеток иммунитета.
Кроме того, опухолевые клетки выделяют вещества, подавляющие иммунитет: снижается количество Т-лимфоцитов, усиливается активность клеток-иммуносупрессоров.
Особенно выраженный иммунодефицит возникает при распространенном опухолевом процессе с метастазированием.
Более того, при достижении определенной опухолевой массы нормальные клетки иммунной системы хозяина начинают выделять вещества, способствующие усилению роста опухоли.
Еще одним способом ускользания из-под иммунного надзора является приобретение устойчивости к апоптозу (программируемой гибели клеток). Когда в нормальной клетке организма накапливаются генетические изменения, иммунная система срывает «стоп-кран», имеющийся на поверхности любой нормальной клетки, и клетка погибает. Опухолевая же клетка сбрасывает со своей поверхности-мембраны «стоп-кран», защищаясь таким образом от апоптоза.
Опухолевые клетки способны к локальной защите против клеток врожденного иммунитета хозяина. Например, клетки опухоли интенсивно разрушают перекись водорода (Н2О2), которую выделяют клетки иммунитета (гранулоциты) и с помощью которой пытаются уничтожить опухоль. Злокачественные клетки могут выживать в присутствии в 10−100 раз более высоких концентраций перекиси водорода по сравнению с нормальными клетками. Другой пример - активный выброс опухолевыми клетками иммунодепрессантов (простагландинов) быстрого и локального действия. Секреция таких веществ опухолевыми клетками осуществляется немедленно, в течение нескольких минут после их непосредственного контакта с клетками иммунитета.
Проблема в том, что генетически нестабильные злокачественные опухолевые клетки в процессе опухолевой прогрессии приобретают различные механизмы защиты и отбираются в организме по признакам, позволяющим им выжить во враждебном клеточном окружении организма хозяина.
Таким образом происходит естественный отбор, в процессе которого выживают наиболее приспособленные клетки опухоли.
В процессе отбора и прогрессии трансформированные клетки перестают быть пассивными мишенями для систем защиты организма и отбираются, в том числе и по способности к активной локальной защите.
В чём-то схожи с описанным выше и механизмы приобретения опухолевой устойчивости к действию химио- и лучевой терапии.
В заключение хочется выразить восхищение учеными, которые открыли перечисленные выше сложнейшие механизмы. Только глубокое понимание механизмов взаимодействия иммунитета пациента с клетками злокачественной опухоли позволило в ХХI веке осуществить настоящую революцию в иммунотерапии злокачественных опухолей. Успехи иммунотерапии уже сейчас по-настоящему впечатляют.
Но самое интересное, уверен, ждет нас впереди.