Дореволюционную Вознесенскую (нынешнюю Степана Разина) можно было назвать улицей самарских юристов. Случайно или нет – особнячки Егора Тимрота, Карла Позерна и его зятя Александра Смирнова-Треплева стояли практически по соседству, шурин Позерна частный поверенный Дмитрий Кишкин здесь же дом арендовал.
Известный самарский нотариус, гласный городской Думы коллежский асессор Михаил Семенович Афанасьев в 1899-м году тоже купил под строительство особняка усадебное место поблизости от коллег - на пересечении Вознесенской и Воскресенской (Пионерской).
В памяти города Афанасьев остался как талантливый и успешный юрист, а еще как главный инициатор создания в 1909-м году Самарского яхт-клуба и его первый командор.
Гонки на гребных, парусных и моторных судах, сразу ставшие любимым зрелищем, начинались от Струковского сада и собирали весь город. Заядлыми гонщиками были, кстати , Константин Головкин и Эрих фон Вакано, чьи яхты часто приходили первыми.
Любимое детище Афанасьева размещалось на многопалубной шхуне с двумя мачтами, имеющей двухсветную кают-компанию со сценой, собственную электростанцию, спортзал, комнаты для гостей, библиотеку, буфет и кладовые инвентаря членов клуба.
К строительству собственного дома будущий «первый командор» приступил в 1900-м году. Доставшиеся от прежнего владельца – «ученого управителя» Александра Топорнина – строения в виде «деревянного на каменном полуэтаже флигеля и деревянной торговой лавочки» были снесены.
5 апреля новая хозяйка Анастасия Афанасьева подала в городскую Управу прошение на постройку двухэтажного каменного с подвалом жилого дома по проекту архитектора Филарета Засухина. Управа ничего против не имела – и к 1903-му году улица Вознесенская украсилась очередным прекрасным особняком.
Его архитектурное решение содержит черты так называемого викторианского стиля, сочетающего элементы готики и барокко. Скошенная угловая часть выделена ризалитом с прямоугольным эркером на мощных спаренных кронштейнах, вытянутый по улице Вознесенской основной объем визуально делится центральным ризалитом с порталом главного входа.
По первоначальному замыслу Филарета Засухина, двухэтажное строение с полуподвальным этажом увенчивалось высокой вальмовой кровлей с шатром над угловым эркером и фигурным щипцом над центральным ризалитом.
Угловой ризалит с эркером был полностью рустован и выделен, как и остальные декоративные элементы фасада, светлым тоном. Прямоугольные оконные проемы оформлены наличниками и рустованными сандриками с «ушками», в эркере над проемом выделены рустом «разгрузочные» арки. Проем главного входа с улицы Вознесенской в виде стрельчатой арки оформлен скульптурным порталом со щипцом.
На первом этаже особняка расположилась хозяйская квартира и нотариальная контора , «переехавшая» с Алексеевской площади (Площади Революции), в цоколе - кухня и подсобные помещения, второй этаж сдавался внаем. Первым арендатор - помощник присяжного поверенного Юрий Николаевич Долгов - проживал здесь с 1904-го по 1911-ый годы. За это время продвинулся по карьерной лестнице, «подрос» в чинах и благосостоянии, и в 1912-м съехал уже в собственный дом на Чапаевской, 122 – тоже, кстати, ставший объектом культурного наследия.
Проживали и других уважаемые квартиранты – священники-настоятели ближнего Вознесенского собора , глава благотворительного общества при местной римско-католической церкви. Самым знаменитым и высокопоставленным квартиросъемщиком стал генерал от инфантерии Георгий Берхман – начальник Самарского гарнизона, кстати, избранный в 1913-м почетным членом самарского речного яхт-клуба. В 1914-м генерал Берхман прославился как победитель турок в Сарыкамышском сражении .
В 1915-м году Михаил Афанасьев продал дом сыну купца Василия Сурошникова Петру - между прочим, активному члену все того же самарского яхт-клуба. В собственности Сурошниковых викторианский особняк побыл недолго, а новая история уже муниципализированного здания началась с января 1919-го. В нем обустроилась больница при амбулатории Водного Транспорта – и именно тогда сложился дошедший до наших дней топоним «Больница Водников». К теме «запасной столицы» здание тоже причастно – в октябре 1941-го в него перевели Лечебно-санитарное Управление Кремля. Здесь успел полечиться брат вождя – Дмитрий Ильич Ульянов, специально прибывший в июле 1942-го в Куйбышев
А в 1958-м году бывший дом Афанасьева взяли да перестроили, возведя дополнительный этаж. Квадратных метров полезной площади добавилось, зато от замысла Филарета Засухина ничего не осталось. Исчезли главные композиционные элементы – угловая шатровая башня, высокий щипец в центре главного фасада и фигурная крыша. Особняк - образец викторианского стиля - бывший в прошлом изящным и романтичным, сейчас часто сравнивают с огромным расписным сундуком.
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете