В Самарской губернии Лев Толстой бывал и до того, как сделаться здешним помещиком. Первый раз – в мае 1851-го, проездом – по пути на Кавказ.
Потом – ровно через 11 лет, в мае 1862-го. Врачи направили его в Самару лечиться от депрессии новым модным методом – кумысолечением – к Нестору Постникову. Но, узнав о нашествии в лечебницу Постникова высокопоставленных чиновников, граф Толстой, желая их общества избежать, отправился в самарские степи, точнее - башкирское кочевье Каралык в 130-ти верстах к юго-востоку от Самары. Вместе со слугой Алексеем полтора месяца жил в башкирской юрте, пил кумыс и играл с местными жителями в шашки. В дневнике записал: «Путешествие я сделал прекрасное. Места мне очень нравятся…».
Следующий раз в понравившиеся места Толстой приехал в июне 1871-го, закончив работу над «Войной и миром». Отдыхал, читал Геродота, лечился кумысом, охотился и чувствовал себя «приходящим в скифское состояние». Каралык настолько запал в душу, что писатель решил приобрести поместье в Самарской губернии, чтобы проводить здесь летнее время всей семьей.
В сентябре купил у сына московского генерал-губернатора полковника Н.П.Тучкова 2500 десятин земли на Сухом Тананыке - в теперешнем Алексеевском районе Самарской области, а посредником в сделке, заодно и соседом по имению стал самарский присяжный поверенный Егор Александрович Тимрот.
В Самаре был известен не только как талантливый адвокат, собиравший в суде публику яркими выступлениями, но и как общественный деятель. Почти ровесник с Толстым, происходил из дворян Эстляндской губернии, по окончании Александровского Лицея поступил на службу в Императорскую канцелярию, назначение в Самару получил в середине 1860-х. В 1865-м году был избран первым председателем губернской Земской управы, с 1877-го года служил присяжным поверенным. Считался либералом и гордился тем, что никогда не имел крепостных.
Загородное поместье – хутор «Тимрот» в 118 верстах от Самары - приобрел тоже в 1871-м году, незадолго до Толстого, и сосед постоянно упоминался в письмах Льва Николаевича из Самарской губернии жене: «Вчера я ездил к будущему соседу – Тимрот, лицеист, с женой и 5 детей. И не могу тебе сказать, с каким удовольствием и грустью немного я видел чайный стол, дети... Одним словом, Европа. Домик маленький, стоит всего 600 рублей, посаженный садик, степной воздух, купанье, кумыс, верховая езда. Вот бы то же и у нас...»
Лето следующего 1872-го года самарский помещик Толстой провел с семьей в новом имении. Организовал собственную кумысолечебницу и конный завод, пытаясь скрестить английских рысаков и степных кобыл, устраивал для местных жителей конные скачки на 50 верст и силовые состязания с личным участием
Егор Тимрот помог Толстому расширить владения, приобретя второе имение у барона Р.Г. Бистрома – своего дяди по матери. Известно, что в отсутствие писателя был его поверенным и присматривал за самарскими владениями - с 1872-го по 1875-ый годы корреспонденция Толстого приходила на самарский адрес Егора Александровича. Судя опять же по письмам к жене, бывал граф Толстой и в городской усадьбе присяжного поверенного: «Пишу тебе от Тимрота. Ехал на пароходе прекрасно… Тимрот живёт на даче с семейством, и мы нынче же с ним едем на Тананык. Там и дом и всё готово и лошади…»
А где находилась городская усадьба соседа и друга Льва Толстого? Проживал Егор Александрович Тимрот на улице Вознесенской, нынешней Степана Разина, 92. Дом был построен на «пустопорожнем месте» в том же 1871-м году, несколько раз достраивался с усадебной стороны, постепенно дополняясь каменными конюшней, каретником и дворницкой.
В начале 20-го века действительный статский советник Е.А Тимрот, отметив 70-летний юбилей, от адвокатуры отошел. Адрес-календари сообщают, что стал почетным членом Самарского общества охотников конного бега.
«Самарская газета», печатающая объявления о продаже рысистых лошадей, часто извещала: «Привезены для продажи рысистые жеребцы Е.А. Тимрот, по Вознесенской ул.»
Особняк же был продан его наследниками 3-го февраля 1911-го года бузулукской мещанке Анне Васильевне Агеевой. При этом прежнее название сохранил, а нынешний вид приобрел ближе к 1916-1917 годам. Имя автора перестройки в стилистике модерна остается пока невыясненным
Более высокая правая часть здания с фигурной крышей-куполом акцентирована сразу двумя эркерами – треугольной формы на главном фасаде и закругленным на боковом. Выступ-ризалит в середине фасада создает ступенчатый силуэт за счет аттиковых стенок и мансарды в центральной части.
Оконные проемы имеют характерные для модерна вертикальные пропорции, «ступени» аттиковых стенок декорированы изящным лепным растительным орнаментом, а над оконным проемом парадной лестницы входящих встречает улыбающаяся маска рогатого сатира в обрамлении цветочных гирлянд.
В краткую эпоху КОМУЧа газеты сообщали о переговорах французского консульства с владелицей особняка госпожой Агеевой о найме для него помещений. Видимо, планировали расположиться всерьез и надолго, да не вышло. К 1 января 1919 года усадьба по Вознесенской, 92, была муниципализирована, поделена на несколько квартир и уже второй век продолжает служить жильем .
В бывших владениях Льва Толстого в Алексеевском районе на месте усадьбы установлена мемориальная доска с оградой, сообщающая, кто здесь жил. Сами степи Самарской области так же прекрасны, как и во времена великого классика. С 2005-го года возрождена традиция проведения скачек в живописном месте у подножия горы Шишка в день именин Толстого.
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете