Найти тему

В Самару! Дом, в котором Максим Горький написал 40 рассказов и 100 фельетонов

Небольшой исторический особнячок на улице Степана Разина, 126 снова отсылает нас к прекрасной эпохе модерна.

Балкон мансардного этажа во всю ширину здания
Балкон мансардного этажа во всю ширину здания

Вертикальные пропорции строгого здания подчеркнуты мансардным третьим этажом, «зажатым» между угловыми парапетными столбиками. Фасад скупо декорирован четырьмя плоскими пилястрами и нешироким профилированным карнизом, над оконными проемами первого этажа выступают прямые полочки-сандрики. Пластику фасада обогащает балкон с ажурным кованым ограждением геометрического рисунка, отчасти перекликающегося с рисунком входных ворот во двор.

Описанный Горьким "узкий дворик" сохранился
Описанный Горьким "узкий дворик" сохранился

Еще особняк отмечен мраморной мемориальной табличкой, сообщающей, что «В подвальной комнате этого дома в 1895 г. жил великий пролетарский писатель Алексей Максимович Горький». По соседству же, в элегантно-сдержанном «Доме Анны Сивре», через несколько лет поселился один из его лучших самарских друзей и почитателей – Александр Смирнов-Треплев. Поскольку ничто не происходит случайно – обо всем по-порядку.

Сотрудники "Самарской газеты". Вторая слева - Евгения Семеновна Иванова, по словам Горького - «…Лучшее сердце в Самаре. Доброе, чуткое, отзывчивое сердце». Справа во втором ряду - Александр Смирнов-Треплев
Сотрудники "Самарской газеты". Вторая слева - Евгения Семеновна Иванова, по словам Горького - «…Лучшее сердце в Самаре. Доброе, чуткое, отзывчивое сердце». Справа во втором ряду - Александр Смирнов-Треплев

Начинающий писатель, ставший позже главным литератором страны Советов – Алексей Пешков – приехал в Самару 22-го февраля 1895-го года по рекомендации В.Г. Короленко и приглашению «Самарской газеты». Возглавил отдел «Очерки и наброски», взял удивительный псевдоним «Иегудиил Хламида» - «Бог Еврей», в переводе с иврита - и приступил к написанию обозрений и обличительных фельетонов на местные темы.

1896 -ой год, Самара. Свадебная фотография Максима Горького  Слева направо: Зинаида Позерн-Смирнова , А. У. Лялина (невестка Позернов), Мария Позерн , Максим и Екатерина Пешковы
1896 -ой год, Самара. Свадебная фотография Максима Горького Слева направо: Зинаида Позерн-Смирнова , А. У. Лялина (невестка Позернов), Мария Позерн , Максим и Екатерина Пешковы

Светлых и радостных впечатлений от Самары первое время не было. «Ах, как здесь гадко!» - стонал Алексей Пешков в письме к своему тогдашнему гуру Короленко. Другому приятелю – Борису Беру – сообщал, что «Самара — город, преданный кем-то анафеме», и вообще «здесь только двое интересных людей — и то один из них я…». Но – уже через короткое время оценка окружающей действительности меняется в лучшую сторону, и в основном благодаря редакционному окружению.

Частный поверенный Самарского суда Дмитрий Сергеевич Кишкин с сыном
Частный поверенный Самарского суда Дмитрий Сергеевич Кишкин с сыном

«Сродниться» с Самарой во многом помогли знакомство и возникшая дружба с Александром Смирновым-Треплевым, по жизни – самарским нотариусом, а по призванию – писателем и публицистом. Смирнов-Треплев приходился зятем присяжному поверенному и видному общественному деятелю Карлу Карловичу Позерну, дом которого был салоном литераторов и деятелей культуры.

70-е годы. Балкон третьего этажа уже исчез
70-е годы. Балкон третьего этажа уже исчез

Горький стал постоянным гостем и другом семьи, называл хозяйку дома Марию Сергеевну Позерн «любимый мной человек», и именно она помогла приезжему молодому литератору не только войти в самарское «общество», но и решить «квартирный вопрос».

Нынешняя расстекловка окон, особенно мансардного,  сильно отличается от оригинальной и стилистике модерна совсем не соответствует
Нынешняя расстекловка окон, особенно мансардного, сильно отличается от оригинальной и стилистике модерна совсем не соответствует

По рекомендации Марии Сергеевны, Горький поселился на улице Вознесенской (Степана Разина) у ее брата – частного поверенного Дмитрия Сергеевича Кишкина, арендовавшего дом у самарского мещанина итальянского происхождения по фамилии Перини.

Борьба за сохранение музея
Борьба за сохранение музея

«Итальянский» дом в те годы был «одноэтажным в три окна с полуподвальными помещениями». Вдоль него располагался узкий дворик с зелеными кустами, «украшенный на задах курятником». Комната Алексея Пешкова – просторная, квадратная, с чисто выбеленными стенами и потолком и блестящим крашеным полом напоминала монастырскую келью. Два окна выходили на Вознесенскую, третье – во двор, меблировку составляли кровать, стол , шкаф и несколько стульев.

Первоначальная дробная "модерновая" расстекловка
Первоначальная дробная "модерновая" расстекловка

Спартанская обстановка, видимо, позволяла ни на что не отвлекаться и сосредоточиться на творчестве, поскольку за короткое время в этой комнате были написаны более сорока рассказов и сотня очерков, фельетонов и набросков. В «Самарской газете» впервые напечатали «Песню о соколе» и «Старуху Изергиль», а столичные журналы в это время опубликовали рассказы «Челкаш» и «Ошибка».

Стало вот так
Стало вот так

По поводу злых фельетонов в «Самарской газете» - очевидно, что связывать их с личным мнением огороде было бы неверно. В подобной едкой манере писали все самарские газеты и журналы, с первой до последней страницы заполненные насмешками, карикатурами и сатирическими стихами. Изъяны находили абсолютно во всех – купцах, извозчиках, полицейских, гимназистах, чиновниках и приезжих артистах! Сохранилась карикатура даже на Федора Шаляпина.

В годы войны здесь пребывало посольство Греции
В годы войны здесь пребывало посольство Греции

Горький же как раз в Самаре сложился в профессионального писателя, и именно двухтомник рассказов, написанный а доме на Вознесенской, впоследствии был переведен на многие языки и положил начало его мировой славе. По воспоминаниям того же Александра Смирнова-Треплева, самарские обыватели с трудом представляли, что всемирно известный писатель Максим Горький – это тот самый Иегудиил Хламида, который писал ехидные фельетоны, шокировал публику странным нарядом и отбивался тростью от самарских горчишников.

-12

Что касается дома, в котором жил и творил «буревестник революции», то в начале 20-го века он надстроился вторым этажом и мансардой с балконами, приняв нынешний облик, а 29-го сентября 1936-го года был передан Союзу писателей РСФСР для организации в нем музея А.М. Горького. Инициатива исходила, как можно догадаться, от Александра Смирнова-Треплева, ставшего первым директором литературно-мемориального музея, открывшегося 18-го июня 1841-го года – к десятой годовщине со дня смерти писателя. В годы войны особняк был отдан под размещение посольства Греции, а музей в него вернулся в 1946-м.

Спустя 40 лет, в 1986-м музей снова закрылся в связи с ремонтом здания – а вернуться на улицу Степана Разина на этот раз было не суждено. Экспозиция переехала на Фрунзе, 155 в объединенный литературный музей.

Е.П.Пешкова, А.М. Горький с детьми Катей и Максимом
Е.П.Пешкова, А.М. Горький с детьми Катей и Максимом

В заключение – прощальное выступление в традиционном репертуаре Иегудиила Хламиды перед читателями «Самарской газеты»: «И вообще, к утешению самарян, я считаю нужным заявить, что сам лично видел на земном шаре места еще более худшия, чем Самара, например, Сиваш, Пинския болота и другия не менее неприличныя местности. Не в комплимент Самаре говорю я это, а по чистой совести».