Однажды меня попрекнули клятвой Гиппократа.
То был мой первый год работы. Гинекологическое отделение многопрофильной клинической больницы. Меня постоянно отправляли в приёмный покой. Когда не справлялась или были вопросы - звала более опытного врача. И надо сказать, это был отличный опыт.
Пятница. Начало четвёртого. Рабочая неделя подходит к концу. Звонок из приемного - приходите, кровотечение в постменопаузе.
Иду. Ожидаю увидеть очередную женщину 50+. Очередное выскабливание матки. Не моё. Оформить не успеют. Да ещё и посмотреть надо, что там за кровотечение.
Спускаюсь. Родственники - человек пять. И пациентка 85 лет. На коляске.
Бабушка, кажется, мало ориентируется во времени и пространстве. Весь анамнез - со слов родственников. Роды, аборты, болезни, операции - хоть что-то приблизительно.
И жалобы: "У неё вот там что-то вылезло вчера, и кровь иногда идёт, вот мы и приехали".
Прошу отвезти в смотровую. Потому что даже при очень большом желании рассмотреть что-то вылезшее из влагалища на кушетке несколько проблематично.
Совместно с родственниками взгромоздили бабулю на кресло. Запах неописуемый - давно не мытое тело с кислятиной. Уход, судя по всему, не очень. Бабушка дико протестует и, кажется, просит, чтобы Лена отвезла её домой. Невестка Лена рядом, поёт песни какая мамочка хорошая, и что её здесь вылечат.
Смотрю пациентку. А там между ног... Нечто. Такое я видела только в учебниках.
Представляете себе цветную капусту? Вот что-то очень похожее, грязно-серого цвета, расположено у бабуси в области промежности. И я понимаю, что за один день такое не появляется. При малейшем прикосновении эта "капуста" начинает кровоточить. Не фонтаном, нет. Просто мажет, но это кровь. И запах. Запах!
Опухоль. Запущенный рак. Сложно навскидку сказать, какого именно органа. Возможно, вторичный.
Наша больница хоть и многопрофильная, но помощь онкологическим больным оказывать мы не можем. Онкологов в штате нет и лицензий необходимых.
Рассказываю родственникам дальнейший алгоритм их действий. Пишу направление в онкологический диспансер - он рядом, в сотне метров от нас. Даю понять, что это онкология, и не за один день опухоль выросла.
Милая невестка Леночка тут же показала истинное лицо: "Вы что, её не заберёте??"
Объясняю, что нет, к сожалению, мы не имеем право оказывать ей здесь помощь. Не наш профиль. Что ей будут заниматься профессионалы в соседнем здании.⠀
Елена предлагает нам самим её отвезти туда: "Вам что, сложно?". Напоминаю ей, что это же её "любимая мамочка". Лена взрывается, орёт что-то про старуху, которая ей всю жизнь кровь пила. Про жалобу, которую она Путину напишет. "И вообще вы Гиппократу давали!"
Не давала, Елена. Не давала. Ни Гиппократу, ни кому-либо ещё из их древнегреческой тусовки. Некоторым вообще не помешало бы с текстом самой клятвы ознакомиться.
Я не сказала ни слова про то, что запустили заболевание бабули. Потому что тоже имею пожилых родственников с предубеждениями. Родственников, которых невозможно вытащить в частный медицинский центр, чтобы сдать хотя бы общий анализ крови. Зато эти чудесные люди имеют в арсенале пивные дрожжи, яблочный уксус и капустный лист при наличии 4(!!!) врачей в статусе ближайших родственников.
Меня возмутило другое.
Вранье. Считаете врачей идиотами, рассказывая, что "да вот вчера ещё этого не было"?
Отношение и ненадлежащий уход: отвратительное отношение к пожилым. Взяли на себя такую ношу? Несите. Не можете сами? Работайте и нанимайте сиделку. Каждый человек в младенчестве и старости нуждается в хорошем уходе. Вам, поди, жопы вовремя мыли, когда вы даже под стол пешком не ходили.
Что стало с пациенткой дальше, я не знаю. Проследила только по компьютеру, что в стационар её положили. Надолго ли? Сложно сказать. С паллиативной помощью в нашей стране все непросто. А оперативная там вряд ли была возможна.