Найти тему

Бухгалтерский учет: зачем он нужен и как устроен

Бухгалтерский учет – это систематический сбор информации о материальном и финансовом положении предприятия и подкрепленный официальными документами. Благодаря этому можно узнать сколько компания заработала или потратила средств и какой текущий баланс, что позволяет провести анализ и выработать дальнейшую стратегию развития. По закону все компании должны вести учет и регулярно отчитываться перед государственными органами.

Для чего нужен бухучет
Благодаря отчетам можно максимально точно оценить финансовое состояние предприятия. Основной задачей является сбор документальной информации, ее обобщение и отражение в виде бухотчета. Эта информация может быть использована как для внутренних нужд, так и сторонними лицами или организациями.

Внутри компании отчеты нужны для собственника и руководителей. Именно благодаря бухгалтерским данным они могут видеть реальное положение дел и принимать те или иные решения в отношении будущего развития. Например, сократить производство, чтобы снизить издержки, или наоборот начать расширение производственных мощностей, так как наблюдается рост продаж.

Внешние пользователи – это государственные структуры, статистические организации, партнеры, инвесторы, кредиторы и др. Например, органы статистики собирают информацию, в том числе на основе бухотчетов. Налоговые органы проверяют отчетность, чтобы изымать налоги. Инвесторы решают вкладывать или нет средства также на основе отчетности.

Какая информация есть в отчетах
Выделим основные объекты отчетов:

  • Доходы – заработанные за определенный период средства.
  • Расходы – денежные средства или материальные ценности, затраченные предприятием (зарплата, затраты на сырье, аренда, налоги и пр.).
  • Источники финансов – все денежные средства предприятия. Сюда относится прибыль, уставный капитал, продажа имущества и др.
  • Операции – все сделки компании, который влияют на финансовое состояние.
  • Обязательства – все долги предприятия или клиентов. Это могут быть кредиты компании или авансовые платежи от других предприятий или частных лиц.
  • Активы – вся собственность компании, которая участвует в экономической деятельности (недвижимость, транспорт, оборудование, денежные средства и др.).

Вся информация о данных объектах отражается в отчетах с помощью проводок. Далее на основании этого создаются отчеты за конкретный период.

Основные принципы
Для ведения отчетности необходимо следовать определенным принципам:

  • Двойная запись – все цифры отражаются дважды в дебите и кредите на одну и ту же сумму.
  • Достоверность – каждая цифра должны быть подкреплена официальным документом. Все данные должны быть указаны верно.
  • Начисление – любая операция должна быть отражена в момент совершения, а не после начисления денежных средств. То есть, если товар отгрузили, но еще не оплатили, то операция все равно должна быть отражена и подкреплена документом.
  • Денежное измерение – вся информация в отчетах выражается в деньгах (обычно это валюта страны).
  • Соответствие – необходимо регулярно сверять данные, чтобы отчеты совпадали с реальным положением дел. Для этих целей может проводиться, например, инвентаризация.
  • Периодичность – на основании учета должны создаваться отчеты за конкретный период (месяц, квартал, год и т.д.). Все они делаются регулярно.
  • Хранение – для подтверждения хозяйственной деятельности предприятия необходимо хранить всю соответствующую документацию. Минимум 5 лет.

Все описанные принципы должны соблюдаться любыми предприятиями.

Как организован бухучет
Любая компания с самого начала обязана вести учет. Для этого необходимо выбрать кто будет этим заниматься, какие документы необходимы, в какой форме вести учет и т.д.

Кто ведет учет
Если предприятие маленькое, то функции бухгалтера на себя может взять собственник или руководитель. В крупных компаниях для этих целей нанимают специалиста или даже целое подразделение. Также есть вариант использования аутсорсинга.

Какие документы нужны
Руководство компании и главный бухгалтер разрабатывают собственную программу учета. Причем поменять отчетность так просто нельзя, придется следовать ей постоянно. Сюда входят перечень документов для учета, план счетов, форма отчетности и др.

Какие есть формы учета
Существует две основных формы: упрощенная и обычная Упрощенная форма используется малыми компаниями, привилегированными предприятиями или некоммерческими организациями. Обычная форма учета свойственна для среднего и крупного бизнеса. Здесь куда больше требований.

Где ведется учет
Руководство предприятия само решает способ ведения учета. Существует ряд офисных программ и технических средств для этих целей. Например, специальный софт в виде программ 1С:Бухгалтерия или Турбо Бухгалтер. Мелкие предприятия могут вести учет с помощью таблиц Excel.

Итоги
Выделим тезисно основные моменты по данной теме:

  • Бухучет – это систематический сбор информации о финансовом и материальном положении дел на предприятии.
  • Все предприятия обязаны вести учет регулярно.
  • Вся хозяйственная деятельность должна быть подтверждена первичными документами.
  • Существует несколько стандартов ведения учета. Их выбирает руководство предприятия.
  • За неправильное ведение учета государственные органы могут наложить крупный штраф.

Бухучет жизненно необходим любому предприятию, так как это основной источник информации о финансовом и материальном положении дел.

Звоните 8-800 – 200-42-62, мы обязательно подберем для Вас необходимую программу.