Найти в Дзене
Conglomerat

Управляющие компании. Комплексное управление рисками

Юрий Ногин на Russia Risk Conference 2022
Юрий Ногин на Russia Risk Conference 2022

20-21 октября 2022 г. в Москве состоялась Russia Risk Conference 2022 - крупнейшее ежегодное профессиональное событие для риск-менеджеров, объединяющее современные подходы, технологии и инновации в области управления рисками финансового сектора.

В работе сессии КОМПЛЕКСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ В ФИНАНСОВЫХ КОМПАНИЯХ(ERM) приняли участие представители разных сегментов финансового рынка. Текущая рыночная ситуация оказывает глобальное влияние на любую деятельность, но решения и пути реализации антикризисных мер представителей сектора уникальны и непохожи не только из-за их разной целевой специализации.

Если раньше представители бизнеса в зависимости от рода деятельности компании могли планировать на3-5-7-10 лет вперед, то сегодня горизонт планирования сократился значительно, старые стратегии потеряли актуальность.

  • Какие рыночные изменения 2022 года оказали влияние на бизнес вашего сегмента?
  • Что изменилось в стратегическом планировании и в части управления рисками?
  • Каким будет дальнейшее развитие компании? Прогнозы?
  • Какие иные существенные (но не рыночные) изменения, например, связанные с регулированием, оказали влияние деятельность сектора?

На вопросы блиц-интервью и участников конференции отвечали риск-менеджеры НПФ, управляющих, микрофинансовых и лизинговых компаний.

Управляющие компании

В 2021 году управляющая компания «Ингосстрах-Инвестиции» сменила стратегию развития, направленную на увеличение числа рыночных клиентов, но 24.02.2022 внесло коррективы во все процессы. О том, как изменилась система управления рисками, какой стала карта рисков сегодня, что в кредитном анализе самое сложное для риск-менеджера, как реализуется система управления операционными рисками, готовы ли участники сектора к применению Положения № 779-П говорил Юрий Ногин, Начальник управления риск-менеджмента УК «Ингосстрах-Инвестиции».

В 2021 году управляющая компания «Ингосстрах-Инвестиции» сменила стратегию с кэптивной на рыночную. В этой связи произошел ряд изменений, которые оказали прямое влияние на управление рисками. И здесь необходимо обратить внимание на два аспекта. Первый заключается в том, что с февраля 2022 года совершенно изменилась вселенная эмитентов. Для кэптивной компании достаточно управления кредитными и рыночными рисками тех инструментов, которые законодательно подходят для якорного клиента, а в российской практике — традиционно негосударственный пенсионный фонд либо страховая организация. Это классический вариант, когда достаточно придерживаться законодательных ограничений, в отличие от ситуации, когда речь идет о рыночной управляющей компании. Здесь работают иные нормы и инструменты, иные нагрузки на персонал в системе управления рисками, автоматизация и программное обеспечение в части контроля рисками (особенно при предконтроле).

Второй важный момент связан с объемом публикуемой и предоставляемой учредителям/управлению, инвесторам/клиентам информации. Для кэптивной компании достаточно обойтись малыми силами в создании хорошей качественной аналитики по рискам одного клиента, но если мы говорим о различных стратегиях, и необходимое программное обеспечение позволяет в разных срезах предоставить информацию для клиентов, то текущая ситуация 2022 года показывает очень сильную конкуренцию с крупнейшими российскими рыночными управляющими компаниями. Поэтому данный фактор принципиален для наращивания присутствия на рынках.

Как изменился рынок с начала 2022 года? Здесь стоит отметить следующие моменты. Реализация системных и геополитических рисков, которые ранее принимались без проблем, и вся инфраструктура связей с США и Евросоюзом, сопоставлялась российскими и западными компаниями и рейтинговыми агентствами по национальной шкале как максимально надежная. С начала марта все казалось не так. Сокращение эмитентов, о которых уже упоминалось ранее, блокировки активов расчетных систем, привели к тому, что игроки российского рынка вынуждены заниматься вопросами возврата замороженных активов в различных группах.

Кредитная аналитика перестала быть точной в связи с вступлением в силу Постановления Банка России о возможности нераскрытия финансовой отчетности кредитными организациями, корпоративными эмитентами, не кредитными финансовыми организациями. Отсутствие прозрачной отчетности спровоцировало рост спроса на кредитные рейтинги национальных рейтинговых агентств, аккредитованных Банком России на территории РФ, но разница в применении внешней экстраординарной поддержки (у всех агентств она различна), привела к отличиям в рейтингах.

Классический вариант различия рейтингов — это одна ступень/одна ночь. В российской же действительности это отличие от трех-четырех ночей. Следующий важный момент проистекает из предыдущего и связан с тем, что согласно Закона № 222-ФЗ рейтинговые агентства могут не раскрывать ОСК (оценка собственной кредитоспособности) эмитента, и участники рынка УК не видят из чего складывается рейтинг.

Единственное агентство, которое раскрывает такую информацию – это АКРА НКР. Применение рейтингов по нормативной базе данных различно для больших и малых рейтинговых агентств. Под большими подразумеваются агентства, рейтинги которых включены во все нормативы. Например, агентство НКР включено в нормативы в части банков и корпоративных эмитентов, а у НРА включение только в банках. И существуют высокие риски использования не валидного рейтинга банка для нормативного применения.

Еще один важный фактор — существенный рост операционных рисков.

Аналитики УК «Ингосстрах-Инвестиции» достаточно давно выделили из операционных рисков стратегические (риски, направленные на то, что стратегия может не исполниться вообще или исполниться частично) и много лет ведут сложную базу данных по рискам и методологии. Подробно описан план обеспечения непрерывности восстановления деятельности (ОНиВД). Поэтому для команды «Ингосстрах-Инвестиций» вступление в силу требований Положения Банка России № 779-П является логичным продолжением текущих процессов и процедур. И переход с бизнес-процессов на технологические показатели точки восстановления (RPO — Recovery Point Objective) и времени восстановления (RTO — Recovery Time Objective) из плана ERP не составил труда. Такая имплементация для нас была лишь документом, который вошел в нашу методологическую базу. И отвечая на вопрос о том, как участники сектора рынка УК реагируют на нововведения с 01.10.2022, можно сказать, что все зависит от того, насколько тщательно они подходили к вопросу контроля операционных рисков.

Еще важно упомянуть ту карту рисков, которая сформировалась среди управляющих компаний, выделив наиболее серьезные риски. Это геополитический системный риск; риск ликвидности (реализовался в связи с заморозкой активов); средние – операционный, фондово-рыночный. Обратите внимание, что индекс волатильности RVI московской биржи вырос с начала 2022 года с 30 пп до 85, т.е. волатильность скакнула практически в три раза, и расчет VAR показывает очень неприятные значения. Наименее значимыми рисками сегодня являются кредитный и регуляторный, но важно помнить, что это очень серьезные риски, требующие постоянного контроля, и они не стали менее опасны, чем ранее.

Резюмируя сказанное можно отметить, что если раньше весомый риск можно было статистически описать, и это больше затрагивало количественные измерения, то сейчас фокус внимания на качественные, которые более актуальны для управления рисками в текущей ситуации.