Всем привет! С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.
В 2021 году Музей Транспорта Москвы запустил проект «Станция Музейная» в Московском метрополитене. Этим проектом мы возрождаем традицию легендарного советского плаката. Во многом это уже ушедший пласт визуальной культуры, но когда-то подобные плакаты почти в обязательном порядке висели в школах, на автопредприятиях и в прочих общественных местах. Сегодня я расскажу о том, как визуализировали правила дорожного движения, коротко – ПДД.
Плакат прочно вошел в обиход советского человека почти сразу после революции. Нельзя сказать, что подобная рисованная агитация, призывающая, порицающая или предостерегающая, отсутствовала ранее. Но новое государственное устройство способствовало популяризации понятного для малограмотного народа языка коммуникации. Так плакатное искусство быстро стало основным.
Бьющие наглядной картинкой и острым слогом плакаты стали весьма эффективным средством в доведении до людей простых жизненных правил: от необходимости посещать библиотеки до внимательности на городских улицах.
Чтобы не пропустить новые статьи о транспортной истории и советской эстетике, не забудьте подписаться на наш канал.
Шли годы, проносились эпохи, язык плаката, призывающий соблюдать ПДД, менялся вместе с ними. В 1920-х годах страна переживала взрыв урбанизации. Население Москвы с 1920 по 1926 год только официально выросло в два раза, до двух с лишним миллионов человек.
Вихрь переселения закрутил провинциалов и крестьян, которые просто не понимали куда смотреть, переходя московские проезжие части. Машины еще были редкими героями улиц, но столица была переполнена извозчиками, и трамваи по многочисленным линиям следовали друг за другом в промежутке нескольких десятков секунд.
Трамвайная популяция в то время в несколько раз превышала автомобильную. Именно многотонный рельсовый транспорт, который не остановишь грозным окликом, являлся источником самой большой опасности для не привыкших к городской суете людей. «Попал под трамвай» – это не «попал под лошадь». Последствия прекрасно описаны Булгаковым. Именно на эту актуальную тему и появились первые плакаты по ПДД.
В 1930-е годы автомобильная промышленность стала наполнять улицы и дороги машинами советского производства. На центральных улицах больших городов автомобильный поток уже превосходил прочие виды транспорта, но все же по сегодняшним меркам оставался малозначительным.
Даже такие широкие магистрали, как Ленинградское шоссе или Садовое кольцо, люди продолжали переходить свободно в любом месте и в любых направлениях, не особо оглядываясь по сторонам. Скорости передвижения машин в узких переулках тоже были не слишком велики, поэтому среди мальчишек, например, считалось обычной практикой цеплять санки к проезжающему автомобилю.
В плакатных рисунках той поры мы уже не найдем жесткой графики предыдущей эпохи. На смену приходят жанровые картинки. Агитация к соблюдению правил дорожного способствовала цивилизованному поведению на улицах как пешеходов, так и водителей.
В послевоенные годы наступает эпоха расцвета наглядной агитации. Иллюстрации полны жизненных красок, практически ничем не отличаются от манеры рисунков принятых в книгах. Сюжеты используются самые разнообразные, машины почти всегда узнаваемы, окружающий пейзаж олицетворяет сталинский ампир – расцвет соцреализма.
Поднимаемые с помощью плакатов темы сейчас кажутся очевидными: переходи дорогу в положенном месте, опасайся гололеда, не превышай скорость. Но надо сказать, что правила жизни на улице и дороге полвека с лишним назад были совершенно иные: подземные переходы все еще были редкостью, понятия «зимняя резина» не существовало в принципе. Наконец, на загородных дорогах ограничений скорости не предусматривалось. Режим движения, подходящий для тех или иных условий, целиком определялся водителем.
Следующее десятилетие, 1960-е, было ознаменовано символизмом. Как в советском кинематографе, на смену парадным картинам приходят фильмы более глубокого содержания, так и в плакате заметен уход от объяснений «в лоб» в ассоциации.
О проблеме уже не говорится напрямую, но особо продуманный визуальный ряд действует не хуже поучительного текста. Машины изображены порой еще узнаваемо, но все чаще иллюстрации уходят в абстракцию, выражая заложенный смысл в системе зарождающегося поп-арта.
В 1970-е годы вместе с общей усталостью общества от официальной пропаганды происходит закат автодорожной агитации. Сюжеты становятся амальгамой из набора прошлых эпох: примитивизм изображений соседствует с банальными нравоучениями. Зато в центре сюжета почти всегда частный собственник в зеленых, серых, белых «Жигулях» как символ победившей в СССР автомобилизации. Но формализм этого подхода уже не принимается общественностью и не вызывает эмоций. В итоге, просуществовав еще несколько лет, плакаты, призывающие к соблюдению ПДД, фактически остаются в истории. А нам на память остались примеры творчества самых разных эпох автомобильного СССР.
Ставьте лайк этой статье и делитесь впечатлениями в комментариях, чтобы мы могли делать еще больше интересного контента.
Нам по пути ❤️