Западные страны готовятся ввести верхний потолок цен на российскую нефть, воспользовавшись своим контролем над основной частью мировых сервисов морского страхования, фрахта, финансирования перевозок и судоходства. 5 декабря вступает в силу запрет ЕС на транспортировку нефти из России по морю. Вице-премьер РФ Александр Новак встретится с министром энергетики Саудовской Аравии Абдулазизом бин Салманом на очередном заседании ОПЕК+ в Вене в воскресенье 4 декабря, за день до вступления в силу европейского эмбарго и ограничения цен.
На прошлой неделе Wall Street Journal сделала вброс, сообщив, что Саудовская Аравия и другие производители нефти обсуждают вопрос об увеличении добычи до 500 тысяч баррелей в сутки на встрече ОПЕК+ 4 декабря.
Принц Абдулазиз бин Салман, который фактически возглавляет состоящий из 23 стран нефтяной картель, категорически опроверг это сообщение.
«ОПЕК+ не обсуждает никаких решений перед своими заседаниями. Текущее сокращение ОПЕК+ на два миллиона баррелей в сутки продолжится до конца 2023 года, и если возникнет необходимость принять дополнительные меры по сокращению добычи, чтобы сбалансировать спрос и предложение, мы всегда готовы вмешаться», — сказал он.
Напомним, что страны ОПЕК+ на встрече в Вене 5 октября приняли решение сократить добычу на два миллиона баррелей в сутки с ноября для стабильности нефтяного рынка и недопущения волатильности цен на сырье. Это стало шоком для США, так как ожидалось не сокращение, а увеличение нефтедобычи.
Саудиты возглавляют состоящую из 13 стран Организацию стран-экспортеров нефти, которая является костяком ОПЕК+. В альянс также входят Россия и девять других стран-производителей нефти. Ноябрьское сокращение добычи привело к скачку цен на бензин перед промежуточными выборами в Америке, что побудило президента США Джо Байдена предупредить Саудовскую Аравию о «последствиях».
Поскольку в апреле 2020 года эпидемический нефтяной крах угрожал хаосом пострадавшей от пандемии мировой экономике, США, Саудовская Аравия, Россия и другие страны G20 встретились, чтобы выработать совместное решение. Сотрудничество помогло положить конец ценовой войне ОПЕК+ и восстановить стабильность цен на рынке. Сейчас такое взаимодействие в области энергетики между мировыми державами кажется нереальным.
Как пишет Financial Times, потенциальное разрушение старого порядка на мировом рынке нефти достигнет решающего момента на следующей неделе, когда Европа начнет блокировать поставки российских энергоресурсов морским путем.
Новые санкции также не позволят европейским компаниям страховать суда, перевозящие российскую нефть в третьи страны, если они не примут ценовой потолок, диктуемый западными державами. Другими словами, так называемый коллективный Запад попытаются ограничить цену на нефть, продаваемую Россией.
Никто не может сказать, насколько разрушительными будут эти меры. Санкции, введенные против России после 24 февраля, почти не повлияли на экспорт нефти и доходы Кремля от ее продажи, отмечает FT.
Но сам принцип, согласно которому геополитические противники Москвы будут устанавливать цену, по которой Россия продает свою нефть, является неприемлемым для государства, производящего более 10% мировой нефти и находящегося рядом с Саудовской Аравией на вершине картеля ОПЕК+.
Ближайшие дни знаменуют собой момент серьезной опасности для рынка нефти и мировой экономики, которая все еще сильно зависит от сырья. Устоявшиеся геополитические нормы рухнули, и цепочки поставок, существовавшие десятилетиями, теперь разрываются.
Решение Саудовской Аравии в прошлом месяце сократить поставки нефти — несмотря на ожесточенное сопротивление со стороны Белого дома, который обвинил своего ближневосточного союзника в сговоре с Москвой — был лишь одним примером. Запад пытается вытеснить российские энергоносители из своей экономики.
«Это тектонические сдвиги. Глобальные рынки были построены на магистральных связях, поставки природного газа шли между Россией и Европой, а нефти и газа — между Ближним Востоком и Азией, — говорит Роджер Диван, аналитик S&P Global Commodity Insights в Вашингтоне. — Мы не знаем, как этот рынок теперь будет функционировать. Корректировка будет кардинальной, это будет конфронтация и нестабильность».
Историческое нарушение глобального энергетического порядка действительно неизбежно. Сорт Brent, международный ориентир, упал со 120 долларов за баррель в июне до 85 долларов сегодня, поскольку трейдеры сосредоточились на признаках рецессии.
Приверженность Китая политике «нулевого Covid» также ограничила спрос. Если КНР ослабит свои ограничения в следующем году, спрос на нефть и сжиженный природный газ могут резко возрасти. Но явная напряженность на энергорынках сохраняется. Цены на сырую нефть остаются выше, чем когда-либо в период с 2015 по 2021 год, и цены на дизельное топливо, которое Россия экспортирует в больших количествах, по-прежнему чрезвычайно высоки.
Газ в Европе торгуется примерно в пять раз выше исторической нормы, нанося ущерб экономике и разжигая глобальную инфляцию.
«Очевидно, что мы все еще находимся на очень нестабильном рынке, — говорит Дуг Кинг, исполнительный директор RCMA Capital, которая управляет фондом Merchant Commodity Fund. — Отношения между великими державами нефтяной промышленности стали очень фрагментарными. Все в отрасли чувствуют себя неуверенно».
Белый дом месяцами работал над тем, чтобы сдерживать цены, выпуская беспрецедентные объемы нефти из собственных стратегических запасов на случай чрезвычайной ситуации, поддерживая при этом постоянное — хотя пока безрезультатное — давление на Саудовскую Аравию и других производителей, чтобы они нарастили поставки.
Идея предельной цены, впервые выдвинутая Министерством финансов США, является самой важной и противоречивой инициативой. «Большая семерка» одобрила план Минфина США, и ЕС включил его в новый набор санкций, объявленных в октябре. Для администрации Байдена это способ обуздать доходы Кремля, сохранив при этом поставки российской нефти на рынок. На самом деле этот план частично разработан для того, чтобы компенсировать гораздо более жесткие ограничения, введенные в действие санкциями ЕС в отношении России. Ввести потолок планируют с 5 декабря. Если западные союзники не успеют договориться, то ограничение цен заменит план Европы по полному запрету финансирования и страхования поставок российской нефти. США опасались, что первоначальные санкции ЕС отрежут российскую нефть от мировых рынков и поднимут цены на энергоносители, поэтому они стремятся установить ценовой потолок к указанной дате.
Учитывая, что ЕС и Великобритания доминируют на рынке страхования нефтяных танкеров, США опасались, что европейские санкции приведут к полному прекращению поставок из России. В соответствии с планом ограничения цен судам будет разрешен доступ к европейскому и британскому страхованию при условии, что российская нефть, которую они перевозят, будет куплена по определенной цене.
Уровень ценового предела до сих пор является предметом споров. Некоторые европейские страны хотят действительно карательной цены около 20 долларов за баррель, в то время как другие призывают к диапазону от 60 до 65 долларов. Последняя цена аналогична той, которую Россия уже получает за свою нефть.
«Учитывая нынешнее ценообразование, кажется, что это больше направлено на снижение инфляции, чем на сокращение доходов в России», — говорит Хелима Крофт, глава отдела глобальной товарной стратегии в RBC Capital Markets.
Как мир отреагирует на попытки политиков повлиять на цену, нарушая фундаментальные принципы рыночной экономики?
«Неразбериха вокруг ценового предела заставила рынок думать, что ЕС может покупать российскую нефть, — говорит Амрита Сен, руководитель отдела исследований консалтинговой компании Energy Aspects. — Это совершенно ошибочно, поскольку эмбарго заменяет ценовой потолок». По его словам, весной рынки нефти могут «значительно сократиться».
В прошлом году Международное энергетическое агентство заявило, что санкции в отношении российской нефти могут привести к падению ее добычи почти на треть в течение нескольких месяцев — тревожный прогноз, который способствовал росту мировых цен.
Трейдеры могут оказаться незащищенными, утверждает Мартин Ратс, главный стратег по сырьевым товарам в Morgan Stanley.
«России удается экспортировать свою нефть практически с постоянной скоростью, — говорит Ратс. — Если эмбарго окажется действенным, Москве придется перенаправить поставки, и это положительно скажется на ценах на нефть».
Страны Персидского залива — в частности, Саудовская Аравия и ОАЭ — уверяют, что не поддерживают Россию, а просто пытаются навести порядок на неспокойном рынке, который по-прежнему дает жизненную силу мировой экономике. Но в частном порядке они возмущаются ценовым потолком, опасаясь, что однажды он коснется их самих.