Найти тему
Военно-технический сундук

Нападение «воздушных авианосцев» Красной Армии на Румынию летом 1941-го. Какие были результаты?

После окончания Первой Мировой войны военные инженеры всех развитых держав мира были озабочены идеей создания не только океанских авианосных флотов, но и воздушных. Многие лучшие умы над этой проблемой бились, но безрезультатно. И только СССР на начало Второй Мировой обладал воздушным авианосным флотом, который летом 1941-го успешно выполнил множество боевых задач, но сошел со сцены не из-за собственных недостатков, а из-за достоинств альтернативных вариантов.

Воздушный авианосец Красной Армии по состоянию на 1940-41 гг. Музейный макет
Воздушный авианосец Красной Армии по состоянию на 1940-41 гг. Музейный макет

Очень интересная тема – авианосцы. Это автономные аэродромы, способные действовать вдали от своих баз, причем авианосцы бывают не только морские, но и речные. Впрочем, сегодня речные авианосцы не совсем актуальны в виду развития самолетов и появления такого альтернативного вида авиации, как вертолеты, а также крылатые ракеты.

Но были в истории еще и так называемые «воздушные авианосцы», и это очень интересная тема. Дело в том, что, на первый взгляд, термин «воздушный авианосец» как-то не соответствует какому-то смыслу. Ведь цель авианосца – подойти как можно ближе к цели вне пределов ее видимости, и выпустить со своего борта самолеты, которые эту цель накроют бомбами, а затем снова вернутся на свой авианосец.

Американский дирижабль-авианосец "Акрон" и истребитель F9C Sparrowhawk из его авиагруппы. Начало 30-х годов. Этот "воздушный авианосец" погиб в апреле 1933 года, и больше эта тема в США не рассматривалась
Американский дирижабль-авианосец "Акрон" и истребитель F9C Sparrowhawk из его авиагруппы. Начало 30-х годов. Этот "воздушный авианосец" погиб в апреле 1933 года, и больше эта тема в США не рассматривалась

Так вот – корабль с взлетной палубой для этой цели подходит прекрасно, а как же можно использовать авианосец воздушный, и, самое главное – зачем?

Ну, во время войны с бомбардировками хорошо защищенных сухопутных целей, расположенных в отдалении от всяких морей, на которых могли действовать обычные плавучие авианосцы, всегда случались проблемы, особенно если эти цели находились очень далеко от места старта бомбардировщиков. Обычные тихоходные и маломаневренные бомберы могли быть легко сбиты, если пытались атаковать цель с небольшой высоты, а если сбрасывать бомбы с высоты большой, то точность поражения стремилась к нулю.

Но с этой задачей могли прекрасно справиться небольшие истребители-бомбардировщики, однако была с ними такая беда – к отдаленным целям эти маленькие и неуязвимые самолеты просто не могли долететь.

ТБ-3 с пятью истребителями
ТБ-3 с пятью истребителями

Вот тогда-то и начала разрабатываться концепция «воздушного авианосца», который мог бы доставить к цели несколько истребителей, способных эффективно отбомбиться с небольшой высоты и при этом не быть сбитыми средствами ПВО (противовоздушной обороны).

Этой проблемой главные авиационные державы озаботились еще во время Первой Мировой войны, но тогда в качестве носителей истребителей пытались использовать дирижабли. Только в Великобритании додумались поставить легкий истребитель на относительно большой гидросамолет – эксперимент по отцеплению машин в воздухе прошел удачно, но сложность этого процесса заставила англичан отказаться от всей этой идеи.

Истребители устанавливаются на бомбардировщик
Истребители устанавливаются на бомбардировщик

Немцы и американцы построили специальные цепеллины-авианосцы и самолеты для них, но результаты оказались вообще удручающими.

И только в СССР подошли к делу создания «воздушных авианосцев» правильно, что позволило впоследствии весьма успешно использовать их в боях Великой Отечественной.

ТБ-3 «Звено-СПБ» с моторами АМ-34ФРН, под крылом подвешены И-16 тип. 24, c бомбами ФАБ-250
ТБ-3 «Звено-СПБ» с моторами АМ-34ФРН, под крылом подвешены И-16 тип. 24, c бомбами ФАБ-250

Опыты с самолетами-носителями и истребителями для них в СССР начались еще в начале 1930-х годов, благо, что подходящих типов бомбардировщиков и истребителей хватало, причем лучших в мире. Поиск наиболее удачной схемы продолжался все 30-е, и к 40-м, наконец, определился состав самолетов – в качестве авиаматки приняли четырехмоторный бомбардировщик ТБ-3, в качестве истребителя – И-16. Правда, в то время были и более скоростные истребители, но они в виду своего большого веса не совсем подходили для реализации проекта, тем более что запредельная скорость И-16 была не нужна.

И-16 c бомбами ФАБ-250
И-16 c бомбами ФАБ-250

С самого начала разработчики системы «воздушного авианосца» столкнулись с проблемой безаварийного отцепления истребителей от крыла авиаматки. Сначала предполагалось использовать четыре истребителя – два-три на крыле, и два – под крылом. Позже от этой схемы отказались, так как нагруженные бомбами истребители были довольно тяжелы. К началу войны остановились на схеме с двумя нагруженными бомбами истребителями под крыльями «авианосца», и эта схема носила название СПБ – «составной пикирующий бомбардировщик».

Другой ракурс верхнего фото
Другой ракурс верхнего фото

По плану, самолет-авианосец поднимался в воздух с двумя истребителями-бомбардировщиками, подлетал у цели на безопасное расстояние (20-30 км) и выпускал своих подопечных в воздух. Истребители неожиданно появлялись над целью, и пока ПВО противника соображала, чьи это истребители летают вдали от линии фронта, они пикировали на цель и сбрасывали на нее бомбы. После совершения точного удара пикировщики возвращались на базу самостоятельно, то есть цели выбирались на таком удалении, чтобы у истребителей хватило горючего на обратный путь. Конечно, разрабатывались и схемы обратного приема отбомбившихся истребителей на борт авиаматки, но это была настолько сложная операция, что ей предполагалось заняться только в будущем.

После нападения Германии, Румынии и других союзников Гитлера на СССР в июле 1941 года, у советских ВВС имелось несколько таких СПБ, которые можно было использовать в боях. Все они разрабатывались в Крыму, поэтому были в распоряжении Южного фронта, который не замедлил пустить эту новинку в бой.

Карта фронтов, на которых оперировали "воздушные авианосцы" Красной Армии в 1941-м
Карта фронтов, на которых оперировали "воздушные авианосцы" Красной Армии в 1941-м

Первое боевое крещение СПБ случилось 26 июля 1941 года, когда два «воздушных авианосца» ТБ-3 с четырьмя истребителями И-16 отправились из Крыма на бомбардировку нефтяных мощностей румынского порта Констанца. Истребители, нагруженные бомбами, отделились от своих маток в 40 км от берега, нанесли по нефтехранилищам очень эффективный удар и прилетели в Одессу на дозаправку, чтобы вернуться на свою крымскую авиабазу. Румыны ничего не могли противопоставить И-16, так как те появились со стороны моря внезапно, так же внезапно отбомбились и так же внезапно исчезли над морем.

Пожар в порту Констанцы после бомбардировки советскими ВВС
Пожар в порту Констанцы после бомбардировки советскими ВВС

Впоследствии таким же образом бомбился мост с нефтепроводом через Дунай, потом переправы на Днестре, Днепре и других реках, через которые переправлялся противник, причем совсем без потерь. Удивительно, но И-16 после сброса бомб даже умудрялись сбивать вражеские «мессершмитты»!

Мост через Дунай, который был целью советских воздушных авианосцев
Мост через Дунай, который был целью советских воздушных авианосцев

Всего было совершено около 30 таких бомбардировок, однако в дальнейшем командование фронта возложило проведение подобных операций на новейшие пикирующие бомбардировщики Пе-2. Дело в том, что в условиях отступления использование СПБ было признано сильно трудоемким, а эффективность быстроходных и более емких по бомбовой нагрузке Пе-2 оказалась несравненно выше.

Однако, невзирая на столь короткую боевую службу отечественных «воздушных авианосцев», мы можем гордиться тем, что наша страна оказалась единственной, осуществившей такую довольно революционную идею и даже успешно использовала ее в боях, нанеся противнику ощутимый ущерб. Просто время «воздушных авианосцев» очень быстро закончилось с изобретением новых технических средств ведения современной войны, и «составные пикирующие бомбардировщики» в этом совершенно не виноваты.

Воздушный авианосец выпускает свои истребители
Воздушный авианосец выпускает свои истребители

НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ:

Речной авианосец Красной Армии «Амур» в боях с белокитайским флотом в 1929 году на реке Сунгари

Японский Aichi M6A «Seiran» - первый и последний в истории мировой авиации ударный подводный бомбардировщик

Лучшие асы-истребители ВОВ: как рядовой солдат командовал целой эскдрильей - Георгий Костылев

22 июня 1941 года сбил на биплане И-153 два «мессера» Bf-109 и еще три бомбера - ас или не ас?