Мало кто из автомобилистов помнит, что от оборотов на которых преимущественно эксплуатируется двигатель, зависит не только его долговечность, но и безопасность пассажиров автомобиля.
Зима — сложный период как для силовых агрегатов автомобиля, так и для автовладельца.
Считается, что оптимальный диапазон оборотов двигателя лежит в пределах 2500-4500 об/мин. Для турбированного агрегата нижняя граница может быть снижена до 2100 об/мин. Другими словами, любому мотору полезнее всего трудиться, выдавая примерно 50-70% от максимального крутящего момента.
С той оговоркой, что при движении с ещё не успевшим прогретым двигателем стоит держать его обороты ниже - в районе 2500 об.мин. Все вышесказанное легко претворяется в жизнь на ТС с МКП, а владельцы машин с АКПП разных типов могут сказать, что для них про обороты мотора бессмысленны. Типо АКПП сама выбирает на какую передачу ей переключиться.
Режим "спорт"
Соответственно, влиять на скорость вращения коленвала сидящий за рулем человек не может. Действительно, большинство автомобильных мозгов настроены на работу мотора на минимально возможных в данной ситуации оборотах. Для этого коробка передач всегда стремится переключиться на самую высокую из возможных передач, их так настраивают автопроизводители в призрачной погоне за экологичностью. Тем не менее, большинство АКПП все-таки позволяют водителю влиять на обороты двигателя, пресекая стремление силовых агрегатов к холостым оборотам. Только на совсем бюджетных моделях легковушек у их примитивных АКПП нет режима работы КП под названием «спорт».
У остальных он как правило присутствует. Между тем, переключив трансмиссию в «спорт» режим, мы заставляем ее всегда, при любой скорости движения, стараться держать пониженную передачу и соответственно слегка повышенные обороты мотора. У каких-то авто в режиме спорт, мотор не опускает их ниже 2000 об. в минуту, у других держит минимум 2500 об.мин. Некоторые АКПП имеют опцию ручного переключения передач. Тут все просто: водитель сам их перещелкивает кнопкой или качанием джойстика КП, поддерживая оптимальные обороты двигателя. Результат один: двигатель трудится в оптимальном для себя режиме и живет дольше.
Хотя, конечно, топлива при этом он тратит чуть больше.
Заметить можно, что особенно полезно держать слегка повышенные обороты мотора зимой. В этом случае он в состоянии быстро выдать большую мощность, например при необходимости совершить быстрый маневр. Но главное, что в условиях скользкой зимней дороги может возникнуть необходимость в плавном замедлении так, чтобы машину не потащило из-за потери сцепления с дорогой, что очень удобно и безопасно делать путем торможения двигателем. Работающим почти на холостых оборотах мотором такой прием не исполнить, это возможно только на повышенных оборотах. Таким образом, зимой особенно рекомендуется постоянно ездить с повышенными оборотами, чтобы коленвал крутился со скоростью 2500 об.мин и чуть выше. Будет целей двигатель и люди в ней сидящие!