В течение этого года, несмотря на многочисленные санкции, сложности с логистикой и финансированием, индустрия демонстрировала удивительную устойчивость, сохраняя производственные показатели примерно на уровне значений 2021 года.
С другой стороны, неопределенность на мировом рынке нефти достигла уровня, невиданного в последние полвека, что признает даже МЭА. Усиливающаяся геополитическая неопределенность лишь усложняет эту картину, делая возможными как варианты падения цен до $50 за баррель, так и их роста до $200 за баррель при определенных предпосылках. Период турбулентности, при этом, может затянуться на годы.
В этой ситуации российским нефтяным компаниям при реализации производственной программы следует прежде всего быть гибкими и избегать концентрации рисков на одном-двух мегапроектах.
🟢 В зависимости от развития событий отрасли, возможно, придется и будет экономически целесообразно снижать добычу, а затем по возможности резко увеличивать ее. Это означает, что необходимо будет сосредоточиться на небольших проектах либо на проектах повышения эффективности действующих нефтяных активов, которые можно реализовать в пределах 2-3 лет.
🟢 В России существует огромный потенциал повышения нефтеотдачи и уровня извлечения нефти на уже существующих месторождениях: только рост КИН (коэффициент извлечения нефти) на 1% уже позволил бы дополнительно добыть более 15 млн т нефти в год в масштабах отрасли.
🟢 Долгое время развитие таких проектов сдерживалось зависимостью от иностранных технологий и особенностями российской налоговой системы, однако в последние несколько лет ситуация меняется. Так, "Газпром нефть" вместе с МФТИ в этом году представила прототип российского флота для гидроразрыва пласта - важнейшей технологии, которая существенно удешевляет добычу на традиционных месторождениях и критически необходима для разработки трудноизвлекаемой нефти. В 2023 году первый флот ГРП российского дизайна планируется к испытаниям на Южно-Приобском месторождении в ХМАО-Югре.
🟢 Также чрезвычайно эффективным может стать химическое заводнение пласта - закачка раствора с поверхностно-активными веществами (ПАВ), что существенно повышает приток нефти на выработанных месторождениях. "Газпром нефть" с успехом применила технологию с ПАВ-заводнением на Холмогорском месторождении в Западной Сибири, а "Татнефть" активно использует кислотную обработку, что повышает нефтеотдачу из карбонатных коллекторов.
🟢 В Западной Сибири на уже введенных в разработку лицензионных участках присутствуют существенные трудноизвлекаемые запасы (ТРИЗ), из которых в ближайшей перспективе наиболее многообещающими являются ачимовские залежи. Они могут дать более 30 млн т в год дополнительной добычи нефти и газового конденсата в масштабе отрасли, причем на территории с уже созданной инфраструктурой. Одним из центров развития решений для разработки ачимовки должно стать Ямбургское месторождение, где "Газпром нефть" планирует создать технологический полигон для внедрения и тестирования инноваций для добычи "трудной" нефти. Успех проектов ТРИЗ напрямую зависит от развития российских технологий гидроразрыва. Значительные запасы в ачимовских залежах, помимо группы "Газпром", есть у "Новатэка" и "Роснефти".
Материал полностью