Найти тему

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

Аннотация. В статье исследована важность педагогической поддержки в современной школе. Педагогическая поддержка важна как для детей с ограниченными возможностями, так и для любого школьника. В исследовании была определена роль педагога в школе. Актуальность темы обусловлена воспитанием и здоровьем школьников, принимая во внимание законы системы образования в Казахстане. 

Ключевые слова: педагогическая поддержка, школа, начальная школа, средняя школа, учащиеся.

 

Одной из главных задач государства в сфере развития образования является обеспечение равного доступа к качественному образованию для каждого ребенка. Права детей на качественное образование закреплены Конституцией РК, законами РК «Об образовании», «о правах ребенка».

В деле обеспечения каждого ребенка качественным образованием необходимо также учитывать, что в школьной популяции встречаются учащиеся, испытывающие какие-либо трудности в обучении по причине социокультурных факторов или особенностей психофизического развития детей. Особенно часто трудности в обучении возникают у детей с ограниченными возможностями. В связи с этим в школьной среде актуальным является создание специальных образовательных условий с целью удовлетворения особых потребностей данной категории учащихся в получении образования. Законом РК «Об образовании» к специальным образовательным условиям относятся: «освоение общеобразовательных и профессиональных образовательных учебных программ лицами с ограниченными возможностями невозможно без специальных методов, технических и других средств, среды жизнедеятельности, а также медицинских, социальных и др. услуг».

Важную роль в создании специальных условий играет педагогическое сопровождение учащихся. Педагогическое сопровождение рассматривается как особая форма оказания помощи (или поддержки) ребенку, при которой в ходе системно организованной, целостной деятельности специалистов создаются необходимые социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка в соответствии со своими возможностями и потребностями в учебно-воспитательном процессе. В зависимости от степени выраженности выраженности затруднений в обучении форма поддержки ученика может быть краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной.

Форма педагогического сопровождения образовательный (учебно-воспитательный) процесс. Сущность педагогического сопровождения заключается в состоянии развития ребенка как системы отношений с миром, окружающими (взрослыми, сверстниками), с самим собой. Поддержка детей с особыми потребностями подразумевает тесное взаимодействие различных специалистов (психолога, логопеда, специального педагога, социального педагога), командную форму работы.

Педагогическое поддержка направлено на удовлетворение особых потребностей обучающихся с ограниченными возможностями в получении образования и является технологией, разработанной и реализованной в системе специального образования. Педагогическое сопровождение учащихся в условиях общего образования должно строиться на основе использования опыта специальных организаций образования.

Особые потребности в образовании детей с ограниченными возможностями:

− обеспечение психолого-педагогической поддержки сразу после ее выявления;

− использование специальных средств и способов обучения, не применяемых в отношении обучения нормально развитых детей;

− постоянный контроль соответствия выбранной программы обучения уровню развития ребенка, реальным достижениям (образовательный мониторинг);

− организация пространственной и сезонной образовательной среды, соответствующей психосоматическим особенностям детей;

− участие всех взрослых, воспитывающих ребенка, в решении его особых потребностей в образовании.

Исходя из вышеизложенного, педагогическое сопровождение (педагогическое сопровождение) должно быть направлено на:

− поддержание здоровья и физических сил ребенка: организация здоровьесберегающего режима жизни ребенка, вовлечение их в индивидуально подобранную двигательную деятельность, занятия по укреплению здоровья;

− поддержка интеллектуального развития детей: выявление и развитие познавательных особенностей каждого ребенка, создание условий для успешной учебной деятельности;

− поддержка ребенка в сфере общения: создание условий для гуманистического взаимодействия с детьми, поддержка проявления у детей индивидуальных способностей в деятельности на досуге, помощь в осознанном выборе формы поведения;

− поддержка семьи ребенка: изучение семейных отношений, помощь в их гармонизации.

Педагогическая поддержка подразумевает создание особой творческой ситуации и предоставление детям выбора ситуации. Такие ситуации требуют от учащихся не только знаний, гибкости, но и опыта рефлексии, самостоятельного принятия решений, проявления воли и характера.

Долгое время очень сложно было технологии, педагогическую поддержку, поскольку она основана на помощи от индивидуальных проблем ребенка, а всегда индивидуальную проблему. Сложно расписать на какие то этапы тактики и технологии. Потому что каждая работа со случаем имеет свои особенности деятельности педагога.А осознание это практически поддержки, это тот вклад в технологии зачастую этого процесса. И этих этапов хочу рассказать коротко:

Как этапы сигнальной, безусловно, чтобы открыть наше региональное кредо и наше человеческое сердце. Решить проблему ребенка. Мы должны понять, что эта проблема происходит. Я попыталась в четыре разных эти обозначить, как живой, получаем сигнал о том, что с ребенком что то происходит не так. Ну, во первых, это простое педагогическое наблюдение. Иногда позволяет нам увидеть, что поведение ребенка изменилось.

Ребенок был общителен, учился хорошо, и вдруг его успеваемость скатывается до отрицательных отметок. Может быть, он был спокойным мальчиком, но вдруг появилась агрессивность, а девочка стала излишне активной. На мой взгляд, любое изменение поведения всегда сигнализирует о том, что с ребенком что то происходит и требует педагогического внимания для того, чтобы посмотреть на нее профессионально.

В данном случае я хочу обратить внимание, что у детей иногда бывают проблемы, которые не мешают нам проводить мероприятия, снять новый материал. Вот ребенок в своей проблеме, как бы находясь, не мешает нам работать. Но это неправильно не видеть этого. Жалеть время для того, чтобы помочь разобраться с этой проблемой и посмотреть, что происходит ребенку, какая ему нужна помощь.

А второй тип сигнала это когда к нам обращаются либо родители, которые заметили изменения в поведении ребенка, либо их взаимоотношения стали очень конфликтными. С конфликтом тоже всегда есть какая то причина, либо другие взрослые учителя, предметники, классные руководители, может быть, и так далее, у которых тоже есть какие то сомнения по поводу того, все ли с ребенком хорошо, либо их отношения доведены до крайности, их не устраивает поведение ребенка.

Следующие Кто может обозначить нам круг проблем, которые случаются с ребенком? Это его сверстники, одноклассники, соседи, которые также особенно в ситуации, когда в детских коллективах создана очень комфортно дружеские отношения, они беспокоятся о своих Одноклассниках и могут учителю рассказать о том, что что то недоброе происходит с ребенком, обозначив это как проблему и свое беспокойство.

Может быть, даже дети иногда придут не побеспокоиться, а пожаловаться на ребенка. Для нас это тоже может быть сигналом, что в детских взаимоотношениях что то не так и требуется. Проблема и тому, кто жалуется, и тому, на кого жалуется. Надо в этом разобраться. Ну и, безусловно, четвертый источник это когда ребенок сам осознает проблему, когда он сам понимает, что собственными ресурсами и знаниями он не сможет выйти из нее и обращается к нам за помощью обязательно в этот момент уже не отмахнуться.Услышать ребенка и постараться вместе найти способ решения этой задачи. Это тоже важный такой этап для решения оказания политической поддержки.Создание комфортной и безбарьерной среды, включающей толерантную культуру поведения как необходимое условие педагогической поддержки.

Следующий этап мы часто опускаем его и в педагогическом процессе. У нас педагогическая диагностика выступает раньше, чем этап создания благоприятных взаимоотношений между педагогом и ребенком. Любая помощь будет воспринята только от учителя педагога, с которым у ребенка складываются доброжелательные взаимоотношения фактически дружеские, потому что слово друг, собственно, обозначает тот, кто помогает нам в решении этой проблемы.

Вот на этом этапе, если знакомство с ребенком глубокое, попытаться выйти на этот неформальный такой доброжелательный контакт на этом этапе может быть отрефлексировать, если проблема ребенка такова, что он и у вас вызывает негативные реакции, и вы не готовы принять и разговаривать, осознать, что ваша помощь сейчас не только помощь, любое воздействие и взаимодействие с этим ребенком будет неэффективно.

Вы как профессионал, не сможете ему помочь. И в данном случае нужна работа над собой. Еще раз вспомнить, что, безусловно, позитивное принятие любого ребенка это наш профессиональный долг.

Классическому, безусловно, важен диагностический моментом будет являться сам разговор с ребенком и наше понимание этой проблемы. А дети, они вообще партизаны. Очень часто они поступают таким образом, при этом мыслит абсолютно по другому, подразумевая что то свое, говорит мама третья. И наш опыт, наш профессионализм должен здесь помочь сканировать реальную проблему, которая скрывается за неадекватным поведением ребенка либо за теми причинно следственной ситуациями, которые влечет это поведение.

Это проект поисковый. Наверное, самыйосновополагающий в цепочке педагогических действий по оказанию помощи в решении проблем ребенка. На данном этапе очень важно, во первых, педагогам определить в зависимости от степени проблемы ребенка, в какой тактике он будет действовать и тактики защиты. Помощь, содействие или взаимодействие. Об этих практиках рассказано в других видео. С ними обязательно надо познакомиться.

Мы помогаем ребенку самостоятельно видеть свои проблемы и решения. И поэтому это тренинг для будущего успешного опыта ребенка в решении собственных проблем. Очень важно, чтобы ребенок словами сформулировал, осознал свою проблему. И, как правило, это помогает. Легче найти свое решение.Очень часто осознание четкого восприятия ребенком своей проблемы бывает важным шагом на 80%, фактически приводящий к решению этой проблемы. Осознание этого и нахождение поиска дальнейшего для решения на этом этапе вместе с ребенком мы должны, разобравшись в причинах, показать а какая же у тебя цель, А чего же ты хочешь?Потому что любая проблема всегда имеет несколько вариантов решения. Я попыталась найти картинку, где показано, что человек стоит на распутьеНа этом этапе педагог обязательно долженвзаимодействовать с ребенком для того, чтобы вместе с ним создать условия для формулировки его проблемы. Для формулировки цели, который был очень интересен. А мы понимаем, что мы не хотим решать проблему.

Педагогическое сопровождение учащихся с особыми образовательными потребностями, в состав которых входят, прежде всего, дети с ограниченными возможностями здоровья, осуществляется на каждой ступени образования с решением следующих задач:

− начальная школа – определение готовности к обучению в школе, обеспечение школьной адаптации, повышение интереса учащихся к учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и способности к саморегуляции, поддержка в формированииумения читать и желания, развитие творческих способностей каждого учащегося с учетом его индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей;

− основная школа – поддержка ученика в переходе в основную школу, адаптация к новым требованиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самосознания и саморазвития, помощь в решении проблем личности и социализации, в формировании жизненных навыков, помощь в профилактическом лечении неврозов, построении структурированных отношений с родителями и сверстниками;

− средняя школа – поддержка ученика в профориентации и профессиональном самоопределении, решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личностной идентичности), развитие временной перспективы, способности формулировать цели, развитие психосоциальной компетентности.

Построение последовательности поддержки подразумевает максимальную гибкость и вариативность, учет психофизиологических возрастных особенностей ребенка на каждом этапе его развития..

В высшей школе, где преобладают личностные проблемы, сохраняется значимость роли психолога.

Начало формирования практики инклюзивного образования требует изменения программы развития школы, ее устава, готовности администрации к решению новых стратегических задач. При отсутствии таковых вновь возникшие отдельные случаи протекают изолированно. Они не имеют союзников, продолжателей, то есть их достижения не являются предметом широкого обсуждения в педагогических советах и методических объединениях. Из-за неполного понимания педагогами философии и использования диагностической информации о ребенке, классе эта информация становится невостребованной для педагогического коллектива. Педагоги не имеют необходимой мотивации к овладению технологиями личностно-ориентированного и коррекционного развития образовательного процесса. Поэтому решение организационных вопросов является важной составной частью деятельности по сопровождению учащихся с ограниченными возможностями здоровья, включенных в общеобразовательный процесс. К ним относятся разработка локальных нормативных актов, определяющих последовательные шаги по организации «безбарьерного» образовательного пространства в школе, формирование команды междисциплинарных специалистов, действующих в единой стратегии, определение функциональности каждого специалиста, способов их взаимодействия.

Лица, ответственные за принятие управленческих решений, должны помнить, что нижеперечисленное означает неэффективность управления:

− преобладание реактивного типа управления;

− отсутствие целостной модели управления в связи с нечеткостью функциональной подчиненности психолога, логопеда, дефектолога и др. специалистов;

− отсутствие системности и комплексности анализа ситуации, что может быть вызвано недостатком или излишним избытком информации;

− преобладание формы концентрации во внутришкольном контроле;

− отсутствие единой команды.

Перечисленные факторы снижают эффективность педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, включенных в общеобразовательный процесс, что нарушает право детей на качественное образование.