Друзья, снова приветствую Вас у себя на канале! Как Вы уже могли догадаться из названия, текущая тема будет посвещена древнерусским крестам-энколпионам, а вернее вложенные в них реликвиям. Археологи и искусствоведы давно изучают энколпионы: описаны их типы, художественные особенности, определены возможные пути появления на Руси. Но до сих пор не было известно, какие реликвии помещали в кресты. Современные методы исследования (о которых в данной теме пойдет речь) позволяют “заглянуть” под створку энколпиона и узнать, что он в себе хранит. Но обо всем чуть ниже. Погнали!😉
- “Энколпион”
Энколпион/Енколпион/Енколпий (др. греч. ἐγ-κόλπιο(ς). Слово состоит из приставки "ἐγ (ἐν)" - "на, из, в" и корня "κόλπος" - "недро, грудь"; дословно - "нанедренник, нагрудник").
Энколпион представляется небольшим ковчежцем (небольшой ящичек, для хранения реликвий), который может иметь прямоугольную, округлую или крестообразную форму. Внутри креста-энколпиона (между створками, в полую часть) помещались частицы просфоры или мощей мучеников, чтобы защитить человека от разного рода напастей, что является особенно важным во время совершения дальних походов и путешествий. При помещении в крест частицы мощей заливали специальным составом, который представляет собой восковую мастику, предохраняющую их от повреждения или выпадения.
Близкое по значению “Энколпиону” слово - “Крест-мощевик”. Отличие заключается в том, что крест-мощевик может быть не только наперсный, но и напрестольный. В первом случае, его можно назвать энколпионом, а во втором случае напрестольный крест-мощевик уже не является энколпионом.
Крест-энколпион с выемчатой эмалью. XIII век. Размер: 82х45 мм.
Название “Крест-энколпион” уже более века используют в научной литературе в отношении византийских и древнерусских нагрудных полых двустворчатых крестов-реликвариев, иногда с расширительным значением - включая и монолитные кресты с двусторонними изображениями, отлитые наподобие энколпионов, иногда наоборот - применяя его только к определенной группе энколпионов. В российской литературе (последних десятилетий) оно утвердилось в своем основном значении - для всех византийских и органично с ними связанных древнерусских крестов-складней домонгольского периода. Двустворчатые кресты (сформировавшиеся позже) начиная с XIV века, принято называть - “Крестами-мощевиками”.
Крест-энколпион (крест-мощевик). Распятие Христово. Св. Никита побивающий беса. XV век. Размер: 123х72 мм.
На подавляющем большинстве древнерусских крестов-энколпионов на лицевой створке изображается Распятие Христово, на оборотной - Богоматерь с евангелистами или святыми воинами, апостолами, творцами литургии, вместе представляющие собой образ Христовой церкви. Данные лицевые изображения можно рассматривать и, как образное изложение основ христианского вероучения, и одновременно, как указание на содержащиеся внутри реликвии.
Крест-энколпион. Распятие Христово. Св. Николай. XIII век.
Круг предметов, которые помещались в реликварии, был весьма широк. Так, перечисление реликвий, помещенных в ковчег архиепископа Дионисия Суздальского, занимает несколько строк: это фрагменты “Животворящего креста”, хитона Христа, багряницы, тернового венца, камня от столба бичевания и частицы от гроба Спасителя, частицы крови и воды, истекшей из ребер Христа. В напрестольном кресте Евфросинии Полоцкой и воздвизальном кресте из Софии Новгородской находились частицы от Голгофского креста. Но, до последних лет было неизвестно, какие реликвии помещали не в статусные ставротеки, а в кресты, которые носили незнатные люди.
Первые коллекции крестов-энколпионов (находящиеся в данный момент в музеях), в основном, были собраны еще в XIX веке. Ученые не ставили задачу изучить вложения в кресты - исследовались сами предметы, их художественные особенности, позволяющие проследить их происхождение и распространение на территории Руси. Отчасти это также объяснялось отсутствием методик, позволяющих изучить содержимое реликвариев.
Крест-энколпион (крест-мощевик). Распятие Христово. Первомученик архидиакон Стефан. XVI век. Размер: 102х48 мм.
Энколпионы обычно находят открытыми, и чаще находят только створки. Находки закрытых энколпионов довольно редки. Раньше, когда находили энколпионы, их отдавали реставраторам, которые при работе помещали кресты в кислоту - таким образом, содержимое креста полностью утрачивалось. В связи с этим, среди огромной научной коллекции (к началу 2000-х годов) закрытых энколпионов, с содержимым которых можно было бы работать, были единицы.
Развитие неразрушающих методов позволило поставить новую научную задачу - исследовать содержимое в энколпионах.
Первая попытка определить, какие реликвии находились в энколпионах, была предпринята в 2006 году группой петербургских археологов. С привлечением методов оптико-электронной микроскопии и биофотометрии, были изучены вложения семи энколпионов. Как показало исследование, в шести крестах находились костные останки в воскомастичной смеси, а в одном - шерстяная нить.
Открытый крест-энколпион из селища Клещино.
НИЦ “Курчатовский институт” провел изучение вложений 14 закрытых энколпионов (11 из которых были найдены в селищах округи Суздаля и Юрьева Владимирской области и 3 энколпиона в Новгороде).
На первом этапе с помощью стереомикроскопа артефакты были осмотрены при разных увеличениях: это позволило определить технологические приемы их изготовления, сохранность запорных штифтов и строение створок креста.
На втором этапе исследования створки энколпионов были раскрыты, а содержимое во внутренних полостях извлечено и изучено с помощью методов оптической микроскопии, газовой хроматографии, инфракрасной спектроскопии с преобразованием Фурье. Для определения состава сплава (из которого были изготовлены кресты), створки были изучены с помощью методов растровой электронной микроскопии.
Вложения креста-энколпиона из селища Клещино. Макрофото древесной щепы.
Как показало исследование, кресты представляют собой продукцию, которая производилась для массового потребителя: из недорогих материалов и большими сериями. Все рассмотренные предметы с большей долей вероятности были изготовлены древнерусскими ремесленниками.
Среди вложений исследователи обнаружили ладан, смесь воска и ладана, завернутую в льняную ткань, фрагменты льняной, шелковой, конопляной ткани, остатки травянистого растения (которое не удалось идентифицировать). В одном из крестов сохранились частички дерева и смолы, завернутые в льняную ткань. Анализ щепы (методом ИК-спектроскопии) позволил определить породу дерева - хвойное из семейства сосновых.
В одном энколпионе из вложений среди остатков оказался человеческий волос, завернутый в ткань из козьей шерсти. Один из исследуемых энколпионов оказался пустым. Среди исследуемых крестов-энколпионов частицы мощей не обнаружены.
P.S. Друзья спасибо, что дочитали до конца! Надеюсь было интересно! Надписи о вложенных реликвиях на серийных меднолитых крестах-энколпионах обычно отсутствуют. Спасибо и удачи!👍