О том, как переходить дорогу по сигналу светофора, мы знаем с детства. А что мы знаем о самом светофоре?
Первый дорожный «регулировщик» появился в 1868 году рядом со зданием Британского парламента в Лондоне. У шестиметрового светофора было два режима работы: дневной и ночной. Днем работали стрелки. Если они находились в горизонтальном положении, движение было запрещено, если приподнимались под углом — двигаться надо было с осторожностью. Ночью светофор управлялся вручную полицейским: он подавал световые сигналы с помощью газового фонаря зеленого и красного цветов. Красный приказывал водителям стоять, а зеленый разрешал движение. Просуществовал такой светофор недолго... однажды ночью фонарь в нем взорвался. После этого происшествия его демонтировали и в течении следующих 50 лет в Лондоне не было установлено ни одного светофора.
В 1910 году изобретатель Эрнст Сирин запатентовал «автоматический светофор». Он мог переключаться без участия человека. Вместо привычных зеленых и красных цветов были таблички. Надпись Proceed (то есть «продолжайте») разрешала движение, понятная Stop — запрещала.
В 1914 году в американском Кливленде установили систему из 4 электрических светофоров с двумя электрическими фонарями в каждом. При переключении они издавали звуковой сигнал. Управлял работой аппарата полицейский, находящийся в специальной стеклянной будке, стоящей на перекрестке. Кстати, желтый сигнал светофора добавили только в 20-е годы XX века на улицах Нью-Йорка и Детройта.
Начиная с 30-х годов светофоры начали активно появляться в Европе. В Советском Союзе первый светофор установили в Ленинграде в 1930 году на перекрестке Невского и Литейного проспектов. В том же году он появился в Москве — на углу Петровки и Кузнецкого моста. Изначально для разрешающего сигнала использовали белый цвет. Позже его заменили на зеленый, но разместили сверху — над запрещающим красным. Вид светофора изменился на стандартный после того, как СССР присоединился к Международной конвенции о дорожном движении и к Протоколу о дорожных знаках и сигналах. В русский язык слово «светофор» вошло в 1932 году, появившись в статье Большой советской энциклопедии.
Сегодня светофоры стали совершеннее в техническом плане, но принцип действия остался такой же. В некоторых странах светофоры и вовсе приобретают значение достопримечательностей. Так, в Берлине вместо типичного пешехода на зеленом и красном сигнале изображены человечки в шляпах — их называют Ампельманами. В центре Берлина даже есть сувенирный магазин с соответствующим светофорными сувенирами.
Можно ли управлять автомобилем с АКПП двумя ногами?