Найти тему

Профессиональная ориентация на уроках биологии и экологии

Николаенко Елена Николаевна, КГАУ ДПО «Камчатский ИРО»

Прошлый век считают веком физики, именно благодаря этой науке стал возможен тот технический прогресс, благодаря которому мы имеем современные компьютеры, средства связи, совершили (и совершаем), космические полеты, получили знания об устройстве нашей вселенной. Но XXI век по праву становиться веком биологии. Именно биология в большей мере будет менять наш мир в ближайшее время. Открытия, сделанные в последние десятилетия, могут помочь нам в решение множества глобальных проблем. Благодаря генетике мы можем избавиться от серьёзных заболеваний, биотехнология поможет в преодолении продовольственной проблемы, нанотехнологии – в преодолении экологического кризиса [10]. В быстро меняющемся современном мире главной задачей учителя становиться научить учащихся учиться. В первую очередь актуальным становится умение извлекать и обрабатывать научную информацию, связанную с динамичным развитием науки и техники, открытиями в области биологии [11, 12, 13]. На первое место выходят профессии, о которых не знали еще несколько десятилетий назад [4, 5,]. Биология – наука о жизни, а что может быть для человека важнее, чем жизнь? Биология в школе на современном этапе сочетает в себе такие предметные области, как физику, химию, математику, основы безопасности жизнедеятельности и т.д. Нацеливание учащихся на определённую профессию должно исходить из потребности в ней. Современные дети и подростки считают наиболее привлекательными те профессии, которые приносят приличный доход, но мало кто из них знает, что благодаря биологии можно получить интересную и хорошо оплачиваемую работу. Какие профессии связанные с биологией и экологией известны сегодняшним школьникам? Это классика: врач, кинолог, агроном, эколог, биолог, психолог, фармацевт. В «Атласе новых профессий» выпущенных Московской школы управления, есть перечень профессий будущего, например: ИТ-медик, биоэтик, молекулярный диетолог, оператор медицинских роботов, специалист по киберпротезированию, архитектор медицинского оборудования. Кроме того сборник предлагает таблицу «надпрофессиональных навыков в профессиях будущего» [2]. Из нее видно, что для освоения современных профессий необходимо формирование метапредметных и личностных результатов, которые формируются при освоении основной образовательной программы [13]. Поэтому на учителя биологии ложиться ответственность не только дать базовые биологические знания, но через предмет популяризировать современную науку и благодаря этому ориентировать учащихся на профессии которые будут востребованы в ближайшие десятилетия. Правильно выбранная профессия способствует не только формированию гармоничной личности, но и помогает реализации творческого потенциала ребенка, а также процессу его социальной адаптации, и учитель играет в этом основную роль. В настоящее время в школах профориентационная работа сводиться к организации профильных классов, причин этому множество [1]. Одна из главных – большая загруженность педагогов, другая – большая нагрузка у учащихся. Немаловажным является и тот фактор, что нет специалистов, которые бы занимались только этим вопросом. Частично проблему можно решить эту проблему, включением в процесс обучения профориентационного материала начиная с 5 класса. Уже на первых уроках учитель знакомит учащихся с наукой биологией, и теми ее отраслями, которые наиболее доступны для понимания учащихся на этом этапе, кроме этого ученики узнают об основных методах изучения природы. Эти знания они потом смогут применить при изучении физики и химии. При изучении темы “Значение растений в природе и жизни человека” в 6 классе можно познакомить учащихся с профессиями фармацевта, ландшафтного и фитодизайнера [3]. С целью расширения знаний учащихся о лекарственных растениях, а также для знакомства с профессией фармацевта можно предложить ребятам работу с гербариями и фотографиями (на примере местной флоры), рассказать про орган растений, которые используются в медицине. Для знакомства с профессией фитодизайнера можно предложить ребятам составить букет или композицию из живых или высушенных растений и природного материала. В дальнейшем учащиеся будут расширять, и углублять свои знания, которые помогут им в дальнейшем. На этом этапе главное заинтересовать детей своим предметом. Именно поэтому в 5-6 классе очень часто применяются игровые технологии, арт-технологии, которые кроме обучающего, имеют еще здоровьесохраняющий и эстетических эффект [1]. В седьмом классе учащиеся получат основные знания, которые помогут им овладеть такими профессиями, как ветеринар, энтомолог, орнитолог и т.д. При изучении темы “Охрана редких и исчезающихющих видов животных” можно провести урок-игру “Суд над человечеством”. Цель урока – сформировать знания у школьников о влиянии хозяйственной деятельности человека на окружающую среду, познакомить со специальностями природоохранной деятельности: экологи, ихтиологи, герпетологи, журналисты, кроме биологических профессий затрагиваются социальные, связанные с юриспруденцией. Разделы "Человек и его здоровье" и "Общая биология" позволяют учителю проводить большую профориентационную работу, ориентируя учащихся на различные профессии биологического профиля: экологию, медицину, биохимию, биофизику, инженерию, кибернетику и др. [1, 9]. Медицина, как правило, является основным направлением, на которое нацелен будущий выпускник, но и в этой профессиональной области существуют специальности, о которых мало информации, примером может служить криомедицина. Необходимо отметить, что в процессе ознакомления с профессиями, следует учитывать интересы, склонности и способности учащихся. Кроме этого необходимо говорить как о преимуществах той или иной специальности, так и о ее недостатках, которые есть в любой профессии. Как видно из вышесказанного, учитель может включать, профориентационный материал в учебный процесс очень ограничено. Совмещая процесс обучения и профессиональную ориентацию, учитель может знакомить школьников с различными профессиями, акцентировать их внимание на прикладном использовании полученных знаний, развивать интерес к предмету. Но в настоящее время перед учителем встает проблема - время, это связано с сокращением часов отводимых на изучение биологии и экологии. Наши издательства выпускают учебники по экологии для основной школы, однако не во всех школах этот предмет ведется. Время, отводимое на изучение биологии - 1 час в неделю (5-7 классы). Этого очень мало для изучения динамично развивающихся наук. Надо отдать должное образовательным организациям, которые выделяют дополнительные 0.5-1 часа для данной предметной области. На старшей ступени обучения времени для этого больше. В большинстве образовательных организаций именно в 10-11 классах начинают изучать экологию как самостоятельный предмет. Работа по профессиональной ориентации возможна благодаря использованию трех групп методов: ознакомления с профессиями, вооружения профессиональными умениями, развития интереса к биологии как одной из наиболее перспективных областей практической деятельности человека. Однако следует принять во внимание, что учащиеся старших классов хотят самостоятельно определять свою будущую профессию без вмешательства взрослых. Это ведет к появлению нескольких проблем. Во-первых, они еще не знают, что конкретно им предстоит делать, какие профессиональные навыки пригодятся. Во-вторых, есть опасения, будет ли его специальность востребована в динамично меняющемся мире. Из-за этого происходит отрыв от реальности, который в будущем может привести к разочарованию в выборе профессии. Поэтому перед учителем стоит задача не только познакомить учащихся с профессиями, их положительными и отрицательными сторонами, рассказать о перспективах того или иного направления, но и дать возможность в процессе обучения сымитировать некоторые профессии в ходе деловых игр, учебных проектов [7, 8, 9]. Таким образом, при планировании своей работы педагогу необходимо учитывать особенности содержания учебных тем разделов, для включения профориентационного материала. Применять на уроках адекватные методы способствующие повышению интереса учащихся к биологии во взаимосвязи с развитием профессиональных интересов. Формировать осознанные профессиональные намерения, создавать положительное отношение к труду и более успешному формированию биологических знаний. Кроме этого необходимо включать в образовательное пространство больше внеурочной деятельности [13], связанной с биологоэкологической направленностью. Также для большей профессиональной ориентации обучающихся и популяризации биологических наук требуется более тесное взаимодействие основной высшей школы.

Литература

1. Ионина Н.Г. Профориетационная работа при обучении биологии как направление воспитания и социализации в рамках ФГОС ООО // Биология в школе – 2015. – № 6 (80). – С. 38-43.

2. Лукша П. и др. Атлас новых профессий. Московская школа управления Сколково. Агентство стратегических инициатив. Москва – 2014. – С. 12.

3. Программы: биология: 5 - 9 кл. / авт. И.Н. Пономарева, В.С. Кумченко, О.А. Кирилова, А.Г. Дрогомилов, Т.С. Сухова. - М.: Вентана-Граф, 2013. –304 с.

4. Рязанский С.Н. Гравитационная биология // Биология для школьников – 2015. – № 1 (64). – С. 2-10.

5. Самкова В.А. От ботаника до бионика: в мире биологических профессий и специальностей // Биология для школьников – 2015. – № 1 (64). – С. 48-51.

6. Скворцова Я.В. Профессиональное самоопределение девятиклассников в области медицины // Биология в школе – 2014. – № 9 (80). – С. 59 - 69.

7. Степанова Н.А., Малиновская Н.В. Учебный игровой проект «Скорая помощь» // Биология в школе – 2015. – № 3 (80). – С. 48-51.

8. Степанова Н.А. Учебный проект «Музей гигиены» // Биология в школе – 2015. – № 5 (80). – С. 61-70.

9. Степанова Н.А., Левченко А.М. Учебный проект «Микробиологическая лаборатория» // Биология в школе – 2015. – № 6 (80). – С. 66-73.

10. Суматохин С.В. Нанотехнологии в обновлённом содержании биологического образования //Биология в школе – 2014. – № 9 (80). – С. 9-16.

11. Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ [электронный ресурс] // Наша новая школа [сайт]. – URL: http://fgos.edurm.ru/index.php/glossarij.

12. Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность: учебно-методическое пособие под ред. С.С. Татарченковой. СПб.: КАРО, 2008.

13. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17 апреля 2012 № 413) / минобрнауки. РФ [сайт]. – URL: http://mon.gov.ru/files/materials/7956/11.04. 11-hroekt.10-11.pdf.