Найти тему
Григорий Матвеев

Что экономическому сообществу и отдельным экономическим агентам сулит сегодня в России краудфандинг. По материалам статьи газеты Ведомости

В России , как и в других странах, финансирования своих проектов можно добиться благодаря участию частных инвесторов можно, получая средства через краудфандинговые платформы.

Речь пойдёт о так называемой сфере приобрести кредитные средства не имеющим возможности сделать это традиционным банковским путём.

В условиях уменьшения объёмов рынка капитала и возможностей фондового рынка для многих инвесторов и заёмщиков это может рассматриваться как новое веяние.

То есть как были предпринимательские форумы на Селигере, также и распространение краудфандинг может рассматриваться преемником при существующей сегодняшней прозрачности и коммуникативности между предпринимательским сообществом, молодёжью тех инициатив.

Через платформы обозначения своих бизнес-идей можно привлечь инвестиции, так и вложить собственные средства с перспективой получения отдачи от этого. Интересно посмотреть рейтинг краудфандинговых платформ и ранжировать их на предмет соответствия тому, что сейчас требуют регуляторы от данных платформ.

Сама тематика проектов на соответствующих информационных ресурсах может варьироваться как от бизнес-проектов, так до связанных с культурой, благотворительностью. Неквалифицированные инвесторы могут вкладывать в год до 600 000 руб., для профессионалов ограничений нет. Причём по статистике 93% клиентов платформ являются непрофессионалами, неквалифицированными инвесторами. Компании привлекают инвестиции в рамках краудлендинга под 15-35% годовых. В 2022 году было заимствовано в первом квартале 2,3 млрд руб. Есть также понятие краудинвестинга, позволяющего инвестировать денежные средства в компании путём покупки их ценных бумаг.

(Для непрофессионалов) Интересно структурировать все эти аспекты и сформировать комментарии, выступающие в роли «лайфхак» по перспективности таких проектов сегодня, какая есть специфика , насколько разнятся зависимости от горизонта возврата короткий-длинный сами проекты. Интересно сделать такой отчёт, в котором отразить опыт зарубежных компаний, те проекты, в которые привлекают денежные средства, и чем это отличается от более крупных проектов, которые привлекают средства через фондовый рынок. Для начала можно посмотреть краудфандинговые платформы Landly, Lemon online, Finnmaster.

Доверие к краудсорсингу предлагается достигать посредством внедрения требований по проверке авторов проектов (бизнес-планов) на соответствие закону. Значение играет запрашиваемые платформой для проверки документы, и какие у нее есть возможности верифицировать правдивость привлекающих инвестиции фаундеров. Регулирование этой отрасли существенно для исключения экономических преступлений, неправомерной деятельности против самого государства.

Государство собираетесь предложить некие инструменты общественного контроля – работу некоторого экспертного сообщества, которое позволяло бы верифицировать эти бизнес-идеи, эти документы, которыми подтверждается правдивость тех целей, которые ставят перед собой ищущие капитал фонды.

Уже существуют законодательные требования, позволившие отсеять из огромного количества платформ, с 63 до какого-то меньшего количества, но более верифицированного, надёжного. С 31 марта 23-го года эти платформы должны стать еще прозрачнее и предоставлять больше информации.
Данный вопрос сопряжен с вопросом кредитования физлицами малых и средних предприятий, которое растёт в кризис по причине снижения доходности на фондовом рынке. Новые объёмы ресурсов будут перетекать в эту область, и тут для инвестора регулятору нужно создавать прозрачные условия. Отдельные платформы уже разработали критерии работы с инвестициями, но регулятор стремится к унификации информации и к поголовному участию в проверке своих участников. «Подводные течения» выражаются в опасениях сайтов перечислить те критерии и требования, которые они предъявляют к фаундерам, поскольку таким образом для аудитории потенциальных конкурентов или мошенников становятся доступны стоп-факторы, риск-факторы, алгоритмы машинного обучения, которые являются ядром бизнес-платформ и интеллектуальной собственностью.

В дискуссиях с регулятором / центральным банком, будет достигаться баланс интересов между повышением прозрачности и защитой риск-модели от фрода неблагонадежных заёмщиков.

Научный интерес. Интересно исследовать этот вопрос, как он сопряжен с вопросами информационных технологий, искусственного интеллекта, как это может работать как информационная модель. Может быть, можно попробовать как-то добывать дополнительную информацию посредством формирования представления, как она работает, что-нибудь «крякнуть»[1], получить по прозрачности и перспективности инвестиций в какой-либо области сверх того, что сами платформы предоставляют.

[1] «Крякнуть» - открыть какой-то ключевой фактор успеха. Установить какие-то «проводники – посредники», которые бы позволили с нового ракурса посмотреть на незнакомые стороны процесса.