Найти тему

Реформа бюджетного правила в России: будут ли в ходу юани и что станет с российской нефтью?

Реформа бюджетного правила в России

Бюджетное правило – незаменимый инструмент бюджетной политики государств, ориентированных на сырьевой экспорт – его широко применяют как развитые, так и развивающиеся страны. Как известно, Российская Федерация как раз входит в группу государств с экспортно-сырьевой экономикой. К слову, до 2014 года доля нефтегазовых доходов (налога на добычу полезных ископаемых, налога на допдоходы, таможенных пошлин и акцизов на сырьё) в федеральном бюджете составляла почти половину всех средств. В среднем же с 2006 года по 2021 год их доля составляла 42%. Для чего же применяется бюджетное правило?

Сфера применения

Бюджетное правило необходимо для придания гибкости доходной части государственного бюджета. По сути, это ограничитель сырьевых доходов бюджета, чтобы национальная экономика не заразилась «голландской болезнью». Если экономика чрезмерно зависит от конъюнктуры сырьевых рынков, то государственный бюджет вечно будет шатать из-за колебаний цен. Если их рост спровоцирует позитивные последствия в виде сверхдоходов государства, то при понижении из-за непредвиденного сокращения государственных доходов придётся сокращать и расходные статьи: сворачивать социальные программы, сокращать инвестиции и т.д., или прибегать к заимствованиям у МВФ в виде кредитов или у физлиц в виде гособлигаций. Согласитесь, перспектива так себе.

Ограничение реализуется с помощью установления цены отсечения. Обычно это именно цена на нефть, и если она перевалит за установленную отсечку, то эти "сверхдоходы" отправляются в специальные резервные фонды, средства из которых будут направлены на благие (надеемся) цели в момент надобности в будущем, поэтому в расходную статью бюджета они не попадают.

Резервный фонд в России

В России это Фонд национального благосостояния. Он был сформирован 1 февраля 2008 года в результате разделения действовавшего на тот момент Стабилизационного фонда на Резервный фонд (создан для финансового обеспечения нефтегазового трансферта) и Фонд национального благосостояния (создан для обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации и сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации).

С 1 января 2018 года было произведено объединение ФНБ с Резервным фондом в единый фонд на базе ФНБ. С 1 февраля 2018 года Резервный фонд прекратил свое существование, а находящиеся в нём средства ранее были направлены на обеспечение выполнения государством своих расходных обязательств. В результате объединения фондов целевое назначение средств ФНБ осталось прежним: софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан России, обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда, но также добавилась цель по обеспечению сбалансированности (покрытия дефицита) федерального бюджета.

Управление средствами Фонда национального благосостояния осуществляет Минфин России в порядке, который устанавливает Правительство Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению средствами ФНБ могут осуществляться Центральным банком России.

По состоянию на 1 ноября 2022 года ФНБ насчитывает 11,3 триллионов рублей (185 млрд долларов). Пик баланса ФНБ пришёлся на сентябрь 2021 – тогда он насчитывал свыше 14 триллионов рублей.

-2

Но важно понимать, что это всего лишь рублёвый эквивалент, и большей частью ФНБ состоит из накоплений валют, которые в настоящее время считаются недружественными. Пополнение ФНБ рублями не будет оказывать сдерживающего влияния на курс национальной валюты РФ, а крепкий рубль не очень желателен как для бюджета, так и для экспортёров. Министр финансов Силуанов заявил, что в ближайшем будущем, в основном, будет закупаться дружественная валюта, а именно юань. Партия вами гордится, плюс кошкожена и 1000 миска рис.

Текущее бюджетное правило РФ

Для того, чтобы финансовым средствам попасть в ФНБ, нужно, чтобы цена российской марки нефти Urals перевалила за 44,2$ за баррель. Почему именно такая странная отметка?

Согласно Бюджетному кодексу РФ, под ценой отсечения понимается среднегодовая цена на нефть марки Urals – 40$ за баррель. С 2017 года она ежегодно должна индексироваться на 2%. Данный функционал бюджетного правила отлично показывал себя долгие годы, сглаживая колебания цен на рынке нефти и газа и, как следствие курса валюты, инфляцию. Яркий пример был в 2021 году, когда цены на нефть падали до 10$, но экономика страны оставалась стабильной. Кроме того, применение данной формации правила позволило значительно ослабить зависимость курса рубля от цен на нефть.

К слову, текущая версия бюджетного правила уже четвёртая по счёту с 2004 года. До этого уже устанавливались ценовые отсечки на уровне 20$, брались средние цены за 5 и 10 лет, а на сверхдоходы покупались евробонды. Но экономика точно не стоит на месте и это уже в прошлом. Совсем скоро, а именно с началом 2023 года, в прошлом останется и нынешнее бюджетное правило. Заглянем в магический шар реформ?

С Новым бюджетным правилом!

Причиной замены бюджетного правила стал пресловутый санкционный режим, сделавший привязку к биржевым котировкам уже не таким корректным и рациональным. Смена рынков сбыта и торговля российской нефтью с дисконтом для немногочисленных бесстрашных покупателей нарушает экономическую логику текущей привязки.

-3

Дисконт марки нефти Urals относительно Brent заметно возрос в 2022

На 2023–2025 гг. базовые нефтегазовые доходы определяются в объёме 8 трлн руб. Всё, что выше этого значения, будет направлено на формирование резервов в ФНБ. «Такой объем соответствует умеренно-консервативным оценкам внешних условий при стабильном курсе в диапазоне 65-75 рублей за доллар», – говорится в пояснительной записке.

Если сравнивать с имеющимся механизмом бюджетного правила и с нынешними объёмами нефтяного экспорта, это соответствует цене отсечения 62–63 долл. за баррель, то есть мы снова видим повышение цены отсечки, если так вообще можно говорить о новом бюджетном правиле, примерно на 20 долларов.

Здесь же важно упомянуть буквально только что установленный ЕС и Большой Семёркой потолок цен на российскую нефть на уровне 60$ за баррель. РФ предупреждала, что может отказаться от экспортно-сырьевых отношений с теми странами, кто его примет, тем более что цена на нефть и газ для зарубежных государств всё чаще начинает определяться не биржевыми котировками, а качеством внешнеполитических связей и отношений. Тут достаточно вспомнить даже президента Сербии Вучича, который вечно хвалится тем, что его страна получает газ по самым низким ценам в Европе. Как говорится, плюс один аргумент в копилку новой бюджетной привязки.

Важно, что в соответствии с таргетированным Центробанком уровнем инфляции, начиная с 2026 г. сумма базовых нефтегазовых доходов ежегодно будет индексироваться на 4%.

Кроме того, новое правило вводит потолок (да-да, и тут потолок) расходов бюджета: «Общий объём расходов федерального бюджета в очередном финансовом году и плановом периоде не может превышать сумму базовых нефтегазовых доходов, прогнозируемого объёма расходов на обслуживание государственного долга и доходов федерального бюджета за вычетом нефтегазовых доходов, а также разницы между средствами, полученными от возврата предоставленных из федерального бюджета бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из федерального бюджета бюджетных кредитов».

В ближайшие два года это ограничение будет действовать лишь частично. В 2023 г. предельный размер трат предполагается увеличить на 2,9 трлн руб., а в 2024 — на 1,6 трлн руб., допустив дефицит бюджета в размере 2% и 1,4% ВВП. В полном объёме новое бюджетное правило заработает лишь с 2025 года.

Ожидания

По замыслу авторов законопроекта, в ближайшие год-два экономическая ситуация в стране и мире стабилизируется, что, честно говоря, пока звучит слишком оптимистично, нежели реалистично. Однако и на случай сохранения нестабильности был предусмотрен вариант продления переходного периода.

Принятый проект по ослаблению бюджетного правила с наибольшей долей вероятности затормозит перечисления в ФНБ, сконцентрировав финансовые ресурсы государства на текущих государственных расходах и их росте – как раз в непростое кризисное время, когда нам обещают более тяжёлую экономическую ситуацию по сравнению с завершающимся годом. Так что в ближайшем времени уповаем на государство и увеличение инвестиционных и социальных статей расходов госбюджета.

А вы что думаете на этот счет? Напишите в комментариях.

Хотите больше интересных разборов и мнений? Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал «Русские инвестиции» https://t.me/Russia_investment