Найти в Дзене
Записки не краеведа

Об устройстве парома между Глафировкой и Ейском

Село Глафировка Ростовский округ. В настоящее время – село входит в состав Краснодарского края.

Жители нашего местечка, лежащего на берегу Ейского лимана, в 1895 году заключили с ростовским купцом, великобританским подданным Э. Э. Тернером, весьма оригинальный договор: На основании этого договора они предоставили Тернеру

«исключительное право покупки, продажи, нагрузки и выгрузки разного зернового хлеба, лесных товаров, макухи и угля на всей земле, принадлежащей обществу по наделу, а также купленной им у графа Апраксина через посредство Крестьянского поземельного банка и могущей быть приобретённой обществом впоследствии, и на всех берегах, к сим землям прилегающих».

Срок договора – девятилетний. В течение этого срока общество крестьян местечка Глафировки не имеет права разрешать кому-либо, кроме господина Тернера, на своих землях постройку амбаров, а также покупку и продажу зерновых хлебов, леса, макухи и угля. Кроме того, общество предоставило в пользование господина Тернера более одной десятины усадебного места и берега моря. За пользование этим местом и за исключительное право погрузки и торговли на общественной земле крестьян местечка Глафировки господин Тернер платит обществу по 1 200 рублей ежегодно. За нарушение какого-либо пункта этого договора виновная сторона платит 5 000 неустойки, а сам договор остаётся в силе.

Вот сущность оригинального договора нашего общества с господином Тернером, оригинального потому, что на основании его крестьяне добровольно отдали себя в распоряжение господина Тернера, который получил монополию на покупку, продажу, нагрузку и выгрузку в Глафировке сельскохозяйственных продуктов. Само собой понятно, что арендатор, платя обществу аренду, покупает у крестьян хлеб по цене, которая значительно ниже цен, стоящих, например, в соседнем городе Ейске. Мы не знаем, заключён ли договор наших крестьян с господином Тернером с разрешения крестьянского начальства, или этого разрешения не испрашивалось, но едва ли подобный договор обязывает крестьян, которые не подписали его, подчиняться изложенным в нём условиям. Допустить противное – значит признать за господином Тернером право на полную эксплуатацию крестьян.

Село Глафировка — карта, что посмотреть, фото, как добраться

И вот дальнейшие последствия договора не замедлили сказаться. Ейская городская дума, чтобы привлечь в город продукты сельского хозяйства из окрестных поселений, в том числе из местечка Глафировки, решила устроить правильное сообщение между Ейском и Глафировкой, отстоящей от него на 10 вёрст. До настоящего времени сообщение наше с Ейском поддерживали на парусных баркасах. На запросы управы относительно устройства парома между Ейском и Глафировкой получено было три предложения, из которых дума, найдя более выгодным для города предложение торгового дома братьев Болговых, передала управе заключить с ними условие на 10 лет. На основании этого условия братьям Болговым за устройство ежедневного паромного сообщения между Ейском и Глафировкой и на покрытие связанных с этим расходов выдаётся субсидия от города в течение трёх лет, по 1 200 рублей ежегодно. По истечении трёх лет вопрос о размере субсидии или об отмене её дума рассмотрит снова.

За перевоз на пароме братья Болговы должны взимать плату не выше следующей:
за одноконные подводы с грузом и без груза – 25 копеек;
за пароконные – 35 копеек, причём на каждой подводе бесплатно провозится проводник;
за крупный рогатый скот и лошадей – по 15 копеек с головы;
за мелкий скот, - овец и свиней – 4 и 5 копеек;
за пассажира 10 копеек.
В течение первых трёх лет дума решила, кроме того, не взимать полкопеечного попудного сбора с привозимых на пароме грузов за пользование городскими пристанями.

Казалось бы, что устройство правильного и дешёвого сообщения глафировцев с Ейском должно вызвать со стороны сельской власти живейшее сочувствие; но на деле вышло не то. 27 июня сюда, где в этот день назначен был сельский сход по вопросу об отводе места под пристань для парома, прибыли братья Болговы. Около полудня, когда на сходе собралось много крестьян, сельский староста открыл сход. Большинство изъявило согласие на отвод места под пристань: но сход почему то тянулся до самого вечера, и затем около пяти часов пополудни сельский староста и писарь вдруг объявили, что на сходе участвует только 60 человек и что вопрос не может быть решён при таком числе голосов. Братья Болговы уехали, не добившись от общества никакого ответа. Между тем именно теперь глафировцы нуждаются в устройстве правильного сообщения с Ейском, куда они могли бы отправлять свой хлеб, молотьба которого уже заканчивается.

Газета «Донская речь» № 212 от 14 августа 1899 года.

Навигатор Ростовский округ