Мне особенно приятно осознавать, что во многих местах, которые охватило турне цесаревича Николая Александровича в 1890-1891 годах, я побывал лично.
Традицию подобных путешествий в образовательных и просветительских целях заложил еще Петр I. Вспомните его большое путешествие в Европу, в ходе которого он побывал в Риге, Кёнигсберге, в Англии, Голландии, Австрии и Венеции.
Вот только цесаревичу Николаю Александровичу было предложено совершить путешествие не в Европу, а в Азию. Восточники того времени видели в этом сакральный смысл. Вот как описывал данное направление, один из приближенных Николая II, Эспер Ухтомский:
«в ту сторону, куда лежит историческая дорога, по которой продвигается русский народ»
При первом же взгляде на карту путешествий может возникнуть вопрос: «Почему "восточное путешествие" начинается в Европе?»
Всё дело в том, что в то время у Российской империи были натянутые отношения с Османской империей, которая контролировала Босфор и Дарданеллы. Поэтому чтобы исключить возникновение любых проблем, было решено отправлять цесаревича через Европу. Так, 23 октября 1890 года, цесаревич Николай со своей свитой, на поезде добрался через Вену в Триест, где погрузился на борт крейсера «Память Азова» и отправился в путь.
А вот так выглядел его кабинет на палубе крейсера «Память Азова».
Отдых в компании высочайших особ.
Из Триеста экспедиция прибыла в греческий порт Пирей, который расположен вблизи от Афин.
Именно тут к экспедиции присоединился двоюродный брат Николая II, принц Греции и Дании Георг. Говорят Георг очень плохо влиял на будущего российского императора:
«Присутствие принца Георга Греческого в свите великого князя-наследника было настоящей обузой. Добрая королева, по-видимому, плохо воспитала своих детей, а этот экземпляр особенно распущен». Из мемуаров русского дипломата Владимира Николаевича Ламсдорфа.
Тем не менее, это именно Георг потом спасет Николая во время покушения в Японии. Но эти события произойдут позднее, а пока экспедиция направлялась в Египет.
Прибытие в Александрию.
Прохождение через Суэцкий канал.
Пока суда проходили через Суэцкий канал, Николай успел добраться по Нилу к Асуану. В ходе этого небольшого путешествия по Египту, Николай успел побывать и на египетских пирамидах.
Из Суэца экспедиция отправилась в Аден, а затем, 11 декабря прибыла в Бомбей.
В отличии от Петра I, который в своих путешествиях больше старался обучится чему-то новому и приобрести какие-нибудь знания, Николай Александрович со своей компанией в основном предавался развлечениям. Так например в Индии он охотился на леопардов.
Катался на слонах.
Присутствовал на звериных боях.
Сплавлялся по реке Ганг. Везде высокопоставленного путешественника встречали как самого дорогого гостя не скупившись на подарки монаршей особе.
Да и сам Николай не жалел денег на различные диковинные подарки для себя. Он скупал множество экзотических произведений искусства, которые позже были переданы нескольким российским музеям.
В Индии Николай посетил следующие города: Бомбей, Агра, Лахор, Амритсар, Бенарес, Калькутта, Мадрас.
После материковой Индии экспедиция прибыла на Цейлон. В Канди Николай посадил железное дерево, которое прекрасно себя чувствует и в наши дни.
После Цейлона Николай прибыл в Сингапур, затем на остров Яву и в Бангкок.
В Бангкоке Николай провел целую неделю в качестве почетного гостя короля Рамы V.
В Сиаме Николая одарили драгоценными подарками и вручили почетный орден. После пребывания в Бангкоке, минуя Сайгон, Николай отправился в Гонконг, а затем в китайский Ухань(город, известный сегодня во всем в мире, по событиям 2019/20 годов), где посетил чайные плантации и фабрики.
Прибытие в Японию.
15 апреля, 1891 года экспедиция прибыла в Нагасаки. Япония очень понравилась Николаю. Вот как он описывал свои впечатления в дневнике:
«Замечательно приятное впечатление производят улицы и дома в Нагасаки: все отлично вычищено и выглядит опрятно; любо входить в их дома; да и сами японцы и японки такой радушный и приветливый народ – совсем противоположный китайцам!»
Именно в Нагасаки он и принц Георг сделали себе по татуировке на руку.
Тогда еще Николай не подозревал, что на своём теле он привезет из Японии не только татуировку.
В Японии у цесаревича была очень насыщенная программа. Его интересовало практически всё: рыбацкие деревни, фарфоровые чаши и куклы, чайные церемонии и японские гейши.
Но в самой стране назревало недовольство таким фактом дружбы с Россией. Власти подвергались критике за то, что водились с русским цесаревичем. Одним из недовольных оказался полицейский Цуда Сандзо. Когда-то он и сам подавлял протесты самураев, а затем раскаялся ведь и сам считался потомком самурая. 29 апреля 1891 года, совершенно случайно его поставили в полицейском кордоне на пути следования цесаревича в городе Оцу. Увидев цесаревича Цуда, долго не думая, вынул свою саблю и нанес удар Николаю в область лица. К счастью цесаревича, первый удар оказался не смертельным, а лишь оставил шрам, от второго удара его как раз таки и спас принц Георг, удачно парировав тростью. Цуду пытался скрыться, но его задержали водители-рикши.
Вот как описывал эти события сам Николай:
«Вернувшись в Оцу, поехали в дом маленького кругленького губернатора. Даже у него в доме, совершенно европейском, был устроен базар, где каждый из нас разорился на какую-нибудь мелочь; тут Джоржи (Георг) и купил свою бамбуковую палку, сослужившую мне через час такую великую службу. После завтрака собрались в обратный путь… Выехали мы опять в джинрикшах в том же порядке и повернули налево в узкую улицу с толпами по обеим сторонам. В это время я получил сильный удар по правой стороне головы над ухом, повернулся и увидал мерзкую рожу полицейского, который второй раз на меня замахнулся саблею в обеих руках. Я только крикнул: “Что тебе?” и выпрыгнул через джинрикшу на мостовую; увидев, что урод направляется на меня и что его никто не останавливает, я бросился бежать по улице, придерживая кровь, брызнувшую из раны. Я хотел скрыться в толпе, но не мог, потому что японцы, сами перепуганные, разбежались во все стороны. Обернувшись на ходу еще раз, я заметил Джоржи, бежавшего за преследовавшим меня полицейским. Наконец, пробежав всего шагов 60, я остановился за углом переулка и оглянулся назад. Тогда, слава Богу, все было окончено… Более всего меня мучила мысль о беспокойстве дорогих Папа и Мама и о том, как написать об этом случае в телеграмме».
К татуировке дракона, которую Николай набил в Нагасаки, прибавился шрам на голове.
Последним заграничным городом в этом восточном турне оказался Кобе, после чего свой путь Николай продолжил уже по территории России, от Владивостока до Петербурга.
Это большое путешествие длилось 9 месяцев. Сегодня такие путешествия доступны каждому! Более того, благодаря развитому авиасообщению, путешествовать между странами можно намного быстрее и комфортнее. Думаю у многих наших соотечественников найдутся фотографии из перечисленных стран и городов, например у египетских пирамид, из королевского дворца в Бангкоке, на берегах Сиамского залива или из удивительной Индии. А может быть кто-то успел побывать и в Японии. Путешествуйте, это здорово!