Финская военная пропаганда стремилась сохранить боевой дух собственных войск и единство Финляндии. Врагу, в свою очередь, демонстрировалась мощь финской армии.
MTV Uutiset, 05.12.2022. Pauliina Ainasoja
Годами пропаганда стремилась повлиять на восприятие боевых действий и военных успехов.
Рука об руку с пропагандой шла цензура — например, о потерях говорить было не принято, работа журналистов была ограничена. Жестокие фото с фронта публиковать было нельзя, равно как не разрешалось писать о методах ведения боёв.
Военный историк Лассе Лааксонен рассказывает, что пропаганда времён Зимней войны воздействовала на народ даже слишком эффективно. Вследствие этого стиль пропаганды эпохи Войны-продолжения значительно изменился.
— Пресса создавала несколько превратное представление для тыла о боевом духе. Когда в итоге наступил мир и мы потеряли территории, это стало для общества шоком.
— Мы жили с верой, что Финляндия будет сражаться и армия выстоит. В действительности мы оказались на грани краха.
Этим же духом была пронизана пропаганда, изображавшая финских солдат.
— Создавался крепкий образ того, что финский солдат — словно представитель сверхдержавы, противостоящей СССР. Хотя в реальности было полностью наоборот: оснащение у нас было гораздо слабее, а людей — гораздо меньше.
Пропаганда от главного штаба Финляндии разделялась на 3 типа.
Просветительская работа была направлена на собственные войска и по своему стилю была более нейтральной. Далее, в тылу работала пропаганда, целью которой было информирование. За счёт этого в том числе пытались развеять слухи, ходившие между фронтом и тылом. Третий тип пропаганды был адресован противнику.
На финскую пропаганду также влияли полевые священники, поэтому часто фигурировал знаменитый лозунг «Дом, вера и отечество». В военной пропаганде реальность ретушировалась, подчёркивались потери противника.
— Создавался героический образ, упор делался на славе и чести. Собственные победы преувеличивались, вражеские — преуменьшались. Кроме того, реальность несколько подчищалась — например, на фото нельзя было увидеть изувеченные тела финнов.
Финляндия стала на удивление популярной в мире
Во время Зимней войны Финляндии не требовалось самой создавать международную пропаганду — западная пресса во всём мире подняла тему этой войны.
— Для нас это стало сюрпризом. Поддержка финнов в СМИ имела и стратегическое значение. В конце войны Сталину пришлось считаться с этим: хоть в военном отношении он побеждал, он опасался того, что западные армии помогут Финляндии, — говорит Лааксонен.
— В нас же, когда мы достигли первых побед, это зарождало веру в то, что маленькая страна выстоит и ей могут помочь.
Вести специальную пропаганду среди финского населения во время Зимней войны не требовалось — народ сам наблюдал сыплющиеся на голову бомбы.
С затягиванием войны с пропагандой возникли сложности. Когда армия шагает от победы к победе, пропагандировать проще.
— Когда происходят отступления и неудачи, приходится прибегать к серьёзным фокусам, чтобы пропаганда продолжала работать.
Советская пропаганда на финнов не действовала
Лааксонен считает, что финская военная пропаганда по своему стилю была весьма национальной — в отличие, например, от диктаторского стиля СССР и Германии. В Советском Союзе использовали довольно крикливый язык и изображения.
— Это заходило так далеко, что начинало раздражать, — добавляет Лааксонен.
В советскую пропаганду в Финляндии не верили. Она распространялась в том числе путём разбрасывания листовок с самолётов.
Лааксонен утверждает, что в военное время самой независимой была пресса Великобритании, цензуры там не было. За счёт этого британская военная пропаганда была самой нейтральной в мире. Финская военная пропаганда по своему стилю была чем-то средним между британской и диктаторской пропагандой.
Укpaинскaя военная пропаганда имеет сходства и различия с пропагандой прежних времён
В связи с втopжeниeм России на Укpaинy с обеих сторон тоже процветает пропаганда.
Несмотря на то, что способы её распространения стали другими, можно увидеть и сходство с прежними временами. О числе своих погибших не сообщается, и истинное их количество оценивать сложно.
— Пропаганда идёт с обеих сторон. В ней делается упор на собственный боевой дух и правоту. В России говорят просто о спецоперации, что явно не соответствует действительности. Примечательно, что и на Украине пропаганда примерно такая же.
Ещё в ноябре 1939 в Финляндии верили в лучшее и что Россия не нападёт. На Укpaинe тоже многие не верили в начало вoйны, хотя Россия сосредоточила войска у границы ещё за несколько месяцев до нападения.
— У людей есть чудовищно сильная психологическая вера в то, что всё будет хорошо. Это проявилось в отношении Укpaины.
Современную военную пропаганду распознать сложнее, чем пропаганду времён финских войн. Поток информации огромен, а контроль её распространения труден. В Зимнюю войну методы были простыми, и пропаганду в какой-то мере удавалось контролировать.
— Вoйнa на Укpaинe документируется беспрецедентным образом. Интернет и социальные сети полностью изменили природу пропаганды и восприятие информации, — говорит Лааксонен.
Лааксонен называет вoйнy на Укpaинe первой вoйнoй эпохи соцсетей, и в социальных медиа Укpaина уже победила.
— У Зеленского — свежий, живой образ, его всегда слышно. А Путин и прочие бурчат что-то невнятное. И всё же действительность определяется на поле боя.